Житие и труды Святителя Димитрия Ростовского

Святитель Димитрий

Святитель Димитрий Ростовский
 
10 ноября 1709 года скончался митрополит Ростовский Димитрий (Туптало), энциклопедист, великий культурный деятель России, прославленный Церковью в лике святых, оставивший после себя множество выдающихся богословских, исторических, художественных трудов.
Святителя Димитрия Ростовского свято чтили многие российские императоры, начиная с Петра I, который призвал монаха Димитрия на епископскую кафедру, потому что ему нужны были грамотные и духовно просвещенные архиереи, и заканчивая святым страстотерпцем Николаем II, который посетил Ростов Великий в 1909 году в дни 200-летия со дня блаженной кончины святого, высоко чтя труды святого Димитрия во славу Церкви и России. В дни прославления святителя Димитрия (1757 г.) в Ростов прибыла императрица Екатерина II и сама, вместе с епископами, несла гроб со святыми мощами новопрославленного угодника Божия. Православное русское дворянство, в том числе самая аристократическая его часть, в XVIII - XIX веках совершало многочисленные паломничества в Ростов Великий к мощам святителя Димитрия. 
Перу святителя Димитрия Ростовского принадлежат, кроме двенадцати томов "Житий святых", богословские и полемические сочинения, а также наставления, молитвы, пастырские послания, духовные песнопения, размышления о страданиях Христовых, проповеди. К числу неоконченных выдающихся исторических трудов принадлежит "Келейный летописец".
Благодаря появившимся общедоступным "Житиям святых", которые многократно переиздавались в XIX веке, тысячи девушек в России возгорелись желанием уйти в монастырь, чтобы послужить Богу в чистоте девства. Начался бурный расцвет женского монашества. За полтора века, вплоть до революции 1917 года, в стране было создано более 300 новых монастырей, с числом насельниц не менее 300 в каждом, а в некоторых (например, Дивеевском) их было до 2 тысяч. Тысячи людей в России XIX века под влиянием "Житий святых" святителя Димитрия оставляли свои духовные заблуждения и из лагеря воинствующего атеизма и рационализма возвращались в лоно Православия. На житиях святых воспитывались такие великие деятели Православной Церкви и России, как святые Тихон Задонский, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Филарет Московский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский и многие другие.
Еще до XVIII столетия весь славянский православный мир, благодаря церковнославянскому языку, жил как одно целое. Любой духовный писатель-славянин, будь он болгарин, серб или македонец, прекрасно понимался в России. Академик Д.С. Лихачев назвал святителя Димитрия Ростовского последним писателем всего славянского мира. Святитель Димитрий, родиной которого была Малороссия - нынешняя Украина - писал на церковнославянском языке - общем языке всех славян Европы, и в этом смысле его книжное и духовное влияние распространялось на весь славянский мир. До сих пор в православных славянских странах, особенно в Болгарии и Сербии, высоко чтится его имя. Святитель Димитрий, как и многие его святые современники из Малороссии (Иоанн Максимович, Филофей Лещинский, Софроний Иркутский, Иннокентий Иркутский, Павел Тобольский - просветители Сибири) родился и получил образование в Киеве, но всеми силами послужил России и Русской Православной Церкви. Все они еще жили, понимая, что русский народ един в своем корне и никакие временные границы ему не помеха.

Святитель Димитрий Ростовский свято чтится Церковью, ему молятся, его труды изучают богословы и ученые, политики и простые граждане, которым дорога культура своего Отечества и память одного из величайших его сынов.  

Олег Кириченко