Жизнь по вере

Далеко нам до мытаря

Далеко нам до мытаря
 
Время Великого поста дано нам для того, чтобы, остановившись в привычном беге, мы трезвенно взглянули на самих себя. Кажется, вроде регулярно исповедуемся, в чем еще-то каяться? Чего еще не хватает? Каяться в том же,только по-другому. Не хватает – увидеть и ужаснуться, ужаснуться и отторгнуть.
Вроде бы обычный грех – осуждение. Кто же в нем не грешен? Обычно мы не придаем ему особого значения. Почему же в великопостной молитве Ефрема Сирина он особо выделен?! Не потому ли, что, не убитый в корне,он может привести к более тяжким недугам души?
Грех осуждения привнес в Церковь душевредную моду – политиканство. Некоторые люди, ревнуя о почитании царей, помазанников Божиих, почему-то дерзают осуждать других помазанников – священнослужителей, поставленных через рукоположение и тем более заслуживающих чести. Решая вопросы не своей компетенции: "Кто прав? Кто виноват? Кто достоин? Кто не достоин?" – они забывают о том, что мы призваны ко спасению своей души, а не своего священноначалия. Если, в отношении любого грешника, мы должны осуждать грех, а не человека, то почему и в данном случае не действовать подобным образом, воздерживаясь от высказываний вслух мнений, способствующих внутрицерковным раздорам, разделению на партии, привнесению политики в Церковь.
Другие критикуют своих приходских священников. Какого им ни пришлют, всё их не устраивает, всё они им недовольны. А всё потому,что проповедь обличающая вызывает не покаяние, а возмущение. "Это он про меня сказал!" – можно сказать по-разному. Когда не хочется обратить взор на себя, легче найти недостатки в другом. Далеко нам еще до мытаря, а вот фарисей в нас частенько проглядывает. Вот и пишут благочестивые прихожанки на своих батюшек в епархию "от чистого сердца". А владыке разбираться: то ли священник действительно так плох, то ли прихожанкам надо такого священника, чтобы во всем их слушался.
Некоторые батюшку не осуждают, зато критикуют его супругу: "Это она не так делает, то не так!" А в итоге что: "Вот, если б я была матушкой, я б за ним лучше следила, он бы у меня не ходил в рваном подряснике!"
Но уж своих товарищей, подруг осуждает, наверное, каждый. Бывает, "перемоют" кому-то "косточки" бабушки, а потом возведут умиленно к небу очи и от души воздохнут: "Спаси ее, Господи!"
Особенно тяжело приходится тем, кто в Церкви недавно или, вообще, первый раз переступил порог храма. Под бдительным оком "ревностных христиан" им хочется спрятаться. Они и так не знают, как ступить, чтобы чего-нибудь не нарушить, а тут их еще на каждом шагу одергивают. Ну и, конечно, по встретившему их в Церкви человеку, они судят о всей Церкви. Вспомнить бы нашим "ревностным христианам" о помилованном нерадивом монахе, который никого никогда не осудил. И тогда, может быть, взирая на них, тысячи вновь пришедших в Церковь и "не так все делающих" спасутся.
 

Раба Божия N.