О храме

Святыни и убранство

Роспись храма

Фрески в храме свт. Димитрия Ростовского в Очакове

Фреска – это один из самых древних видов церковного искусства. Первой иконой Спасителя был Его Нерукотворный Образ. Первые иконы Божией Матери были написаны при Ее земной жизни св. апостолом и евангелистом Лукой. В века гонений, как и впоследствии, эти величайшие святыни благоговейно хранились и почитались Церковью. Но списки с них стали делать позднее, когда гонения прекратились, Церковь вышла из катакомб и началось строительство храмов. Тогда же, т.е. с IV века, начинает складываться канон – определенные правила изображения, необходимые для того, чтобы возможно большее число людей могло видеть эти образы именно такими, какими они появились впервые, не искаженными чьей-либо фантазией, чтобы в молитвенном предстоянии не совершилось столь опасной подмены. В первые три века гонений величайшие святыни – Лики Спасителя и Божией Матери, даже в списках, легко могли попасть в руки гонителей и быть ими осквернены. Именно поэтому древнехристианское искусство полно скрытого символизма – не из-за «страха иудейска», а из благоговения перед святыней Пречистого Лика. На стенах катакомб были именно фрески, некоторые из них сохранились и до наших дней.  Но эти древние фрески мало похожи на те росписи, которыми стали покрывать стены храмов после IV века  (система росписей, по мнению исследователей, складывается примерно к XI веку). С выходом Церкви из катакомб древнехристианский символизм все более вытеснялся личными образами, изображениями ликов, а в VI  веке, на Трулльском Соборе,  Церковь признала лик большим символа и единственно верным образом Спасителя. Бог стал человеком – потому и возможна икона, потому Его и следует изображать как человека, а не символически – в виде агнца, рыбы, виноградной лозы. Отныне у иконы и фрески – один язык и один канон.
В отличие от иконы, фреска – это часть храма, стенопись составляет  единое целое с храмом и его внутренним пространством. Поэтому росписи не только определяются каноном, но зависят также от архитектуры конкретного храма. Более того: в каком-то смысле росписи это внутреннее пространство формируют. Когда в конце Великого поста в храме Св. Димитрия были убраны леса, то оказалось, что расписанный храм стал выше и больше. Его стены вытянулись и возросли. Кроме того, росписи связаны с иконостасом – не только стилем и выразительностью, но и тем единым смыслом, которым соединено все в храме. Прежде всего, их объединяет иерархия – наличие нескольких рядов или чинов. Иерархия – основа порядка и красоты – это некий закон формы, данный миру Творцом. И наличие иерархии – это свидетельство о Творце. Росписи как бы продолжают чины иконостаса в обе стороны: пророческий чин, праздничный, деисусный, местный… Храмовое пространство расширяется и возрастает, подобно тому, как Церковь возрастает в своих новых святых.
Система росписей (не столь строгая, как порядок расположения икон в иконостасе) связана с символикой храма в целом и его отдельных частей.  Послы св. равноап. князя Владимира, побывав в Византии, дали православному храму очень точное определение – небо на земле. «В храме стояще славы Твоея, на Небеси стояти мним…» Купол – это образ неба над землей, неба духовного, и в куполе крестово-купольного храма пишется образ Господа-Вседержителя (Пантократора) – образ Спасителя с Евангелием в левой руке и благословляющего правой рукой. Самый верхний ярус росписей, следующих вниз после образа Христа-Пантократора, – это икона  Неба, Царства Небесного.
Особенности росписей Очаковского храма определяются его архитектурными формами: вместо круглого купольного свода мы видим изнутри  скуфью – верхнюю часть купола, по форме в точности напоминающую скуфью как  шапочку священника: складки скуфьи образуют над подкупольным пространством (как и  над головой) знамение креста.  Поэтому средоточие всех росписей – это  композиция в восточной зоне скуфьи, т.е. над иконостасом, над входом в алтарь. Такая композиция в церковном искусстве имеет название Деисис (или Деисус), что означает по-гречески «молитва». Деисис – это икона Спасителя с предстоящими Ему  в молитве Божией Матерью (по правую руку или одесную Спасителя) и Св. Иоанном Предтечей (по левую руку или ошуюю). И в то же время это  образ Христа-Пантократора  – такой, который пишется в куполе. От образа «Спас в силах», являющегося центром  деисусного чина иконостаса, он отличается, во-первых, закрытым Евангелием. Раскрытое Евангелие  – это образ начавшегося Страшного Суда, когда будет раскрыта Книга Жизни. Спас в силах – это Судия мира. Во-вторых, в образе Христа-Пантократора отсутствуют те символические элементы, которые есть на иконе «Спас в силах».
Третье отличие фрески от Деисиса в иконостасе – это образы предстоящих. Собственно Деисис – трехчастная икона, к которой в XV веке Феофаном Греком и преп. Андреем Рублевым были добавлены образы архангелов, апостолов, святителей. Деисис – это еще и образ Небесной Церкви, предстоящей перед Престолом Божиим в молитве за людей. Эта молитва будет возноситься и в час Суда. Фреска в лике святых, представляющих Церковь, избирает тех, чье служение ближе всего служению святителя Димитрия, в честь которого освящен Престол. Справа от Спасителя и Пресвятой Богородицы мы видим трех великих учителей и святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.. Эти святые возглавляют чин святителей – епископов Церкви. Именно епископами совершается хиротония, и священнику в этом Таинстве дается благодать, передаваемая преемственно от апостолов, а значит – совершаются Таинства и существует Церковь. В лике святителей прославлен и Димитрий Ростовский. Его образ – слева от Спасителя и Иоанна Предтечи. Рядом со свт. Димитрием – святители Тихон Задонский и Митрофан Воронежский. Эти святители – современники свт. Димитирия. Такая композиция фрески показывает, что трем вселенским учителям и святителям в Русской Церкви соответствуют три своих святителя. Надпись «Господь воцарися, в лепоту облечеся, Господь в силу препоясася»( прокимен субботней вечерни, глас 6) раскрывает смысл фрески: Господь Иисус Христос – Царь неба и земли. Центральный образ Деисиса – Спас в силах, пришедший судить Вселенную в силе и славе. Обратим внимание на изображение, помещенное над образом Спасителя: это символический образ Престола Божия с Крестом и Евангелием – «Престол уготованный», или по-гречески Этимасия, – образ грядущего Страшного Суда.
Ниже купольной фрески, над иконостасом, мы видим Голгофу – Распятие с предстоящими Пресвятой Богородицей и Св.апостолом Иоанном Богословом. По словам В.И.Щербинина, возглавлявшего работы по росписи храма, Распятие здесь связано с иконостасом, традиционно венчаемым Крестом. Слева и справа от Голгофы – свв. апостолы и евангелисты Иоанн Богослов и Матфей с их символическими изображениями в виде орла и ангела. Св.апостолы Марк и Лука изображены напротив, на западной стене. Купольная фреска над северной стеной – Воскресение Христово, над южной – Похвала Пресвятой Богородицы, между ними – образ Вознесения Господня.
Традиционно второй сверху ряд росписей составляют фрески с изображениями двунадесятых праздников. Каждое из этих событий связано с определенным местом на Св. Земле, поэтому молитвенное пребывание в храме – это еще и своего рода «паломничество» на Св. Землю. Следующий ряд – евангельские события, необязательно являющиеся двунадесятыми праздниками, – например, чудеса Спасителя. Еще ниже помещаются образы святых. При этом последовательность росписей (и порядок их восприятия, «чтения») определяется направлением слева направо – так же расположены буквы в слове и слова в строке, так же – клейма в житийных иконах. Так обходит храм священник или диакон с кадилом. Фрески как бы опоясывают храм. Верхний ряд южной стены объединяет Богородичная тема: Введение во храм, Благовещение, Покров, Успение Пресвятой Богородицы. Вообще, если пытаться определить в росписях храма, помимо общего канона, еще и его собственную тему или собственную мелодию, то кажется, что в нашем храме эта тема – именно тема Богородичная. (Другая тема – это прославление святых, в Земле Русской просиявших, и тем самым – служения и подвига свт. Димитрия). Это связано с тем, что, по словам настоятеля храма о. Димитрия, когда-то в этом месте была часовня, посвященная празднику Похвалы Пресвятой Богородицы. Фрески третьего сверху ряда – Рождество Христово, Беседа отрока Иисуса в Иерусалимском храме, Брак в Кане Галилейской, Нагорная проповедь. Среди них  Брак в Кане Галилейской имеет особую связь с темой заступничества Божией Матери. Чудо претворения воды в вино – не только первое из чудес Спасителя, но и Его ответ на просьбу Богородицы. Это событие – образ ходатайства Богородицы за людей перед Ее Сыном. В нижнем ряду росписей ближе к алтарю – свт. Димитрий, далее преподобные Сергий и Серафим – те святые, которым неоднократно являлась Божия Матерь, которые особенно Ее почитали и особенно Ей молились.
 Фреска «Похвала Пресвятыя Богородицы», венчающая весь цикл росписей южной стены. – это достаточно редкое изображение. В центре его – Пресвятая Богородица на троне, сверху – образ Спаса Эммануила (Христа-отрока), фигуры святых, окружающие трон слева и справа – пророки с развернутыми свитками пророчеств в руках. Это пророчества о  Рождении от Девы, как у св. пророка Исайи («Се Дева во чреве приимет и  родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил…») и ветхозаветные прообразы Богородицы : лествица, гора, Премудрость , яже « созда себе  дом»… Растительный орнамент на этой фреске может быть указанием на символический характер этих прообразов и восходить к виноградной лозе как древнему символу Христа. Эта фреска по смыслу связана с пророческим чином иконостаса. Рождество Спасителя от Девы – исполнение пророчеств.
Фрески северной стены храма связаны темой Воскресения Христова: Воскрешение Лазаря (на первом плане – Мария Магдалина, отирающая власами стопы Иисуса), Тайная Вечеря, Омовение ног, Фомино уверение. Расположение фресок «по кругу», слева направо, получает здесь новый смысл. Если фрески противоположной, южной стены показывали земную жизнь Спасителя в ее начале, следуя евангельской хронологии, то есть показывали начало того пути, который приведет к Крестной Смерти,– то хронология событий, изображенных на северной стене, выстраивается в направлении не от алтаря, а к алтарю : это путь к Воскресению. И святые в нижнем ярусе росписей северной стены – Св. митрополит Филипп, Св. митрополит Петроградский Вениамин, Св.великомученица Варвара, царская семья – почти все мученики, свидетельствующие своей смертью Христову победу над смертью, свидетельствующие Воскресение Христово.
 
Продолжение следует...
 
О. Зоткина

 

Купол. Восточная сторона
Купол. Восточная сторона
Южная сторона
Южная сторона
Купол. Южная сторона. Трапезная часть
Купол. Южная сторона. Трапезная часть
Страшный суд. Западная сторона. Трапезная часть.
Страшный суд. Западная сторона. Трапезная часть.
Купол. Северная сторона. Трапезная часть.
Купол. Северная сторона. Трапезная часть.
Северная сторона
Северная сторона