Жизнь прихода

Разбирая домашний архив…

Разбирая домашний архив… 


Разбираю домашний видеоархив; попалось на глаза видео 2008 года с нашего венчания. Камера медленно скользит по иконам и фрескам храма Святителя Димитрия Ростовского в Очакове города Москвы. С интересом наблюдаю, что же изменилось за десять лет. В храме 2008 года нет иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица», икону Святого Пантелеймона переместили, нет маленьких икон, а у царских врат какие-то красивые очень знакомые иконы. Только когда на видео Отец Валерий подводит нас, новобрачных, к царским вратам, я вдруг понимаю, что это же наши венчальные иконы, пребывающие у царских врат во время таинства. 


Храма Святителя Димитрия, митрополита Ростовского, стал за эти годы для меня родным. Пытаюсь вспомнить, как я впервые пришла в него. Наверное, в 2003 году, когда мы переехали жить в Очаково и в этом храме крестили сына. Интересно было бы посмотреть видео 2003 года, ведь храм в эти годы ещё восстанавливался после разрухи советского периода, но нет даже фотографии, а воспоминания у меня остались очень смутные. Помню только, что церковная лавка была расположена в притворе храма, справа от входа. Сейчас она находится в отдельном домике рядом с храмом. Примерно в 2005-2006 годах внутри Храма стояли строительные леса, шла роспись храма. В какой-то момент леса были сняты, всем на радость предстал во всей красе интерьер храма, украшенного фресками сверху донизу. Но в те годы, это всё прошло мимо меня, храм ещё не стал своим и близким сердцу. 


Такая простая белая каменная церковь 18 века с зелеными луковками куполов и колокольней. Это единственное сохранившееся историческое место в Очакове. Табличка на Храме гласит: «Церковь Святителя Димитрия Митрополита Ростовского в бывшем селе Очаково сооружена в 1757 – 61 г.г. Является памятником архитектуры». Давайте мысленно отправимся в 1757 год. Прославление Димитрия Ростовского оказалось единственной общерусской канонизацией на протяжении всего 18 века. Представляете, какое это было событие для всей страны! Оно стало мощной духовной поддержкой для тех, кто стремился к высоким нравственным идеалам. В апреле 1757 года мощи святителя Димитрия были оглашены совершенно святыми. А 5 мая этого же года владелец села Очаково М.С. Опочинин уже обращается в Синодальную контору с просьбой о разрешении на строительство нового храма в честь новопрославленного святого Димитрия Ростовского, популярность которого в те годы была огромна. Кстати, если кто не знает, в 1760 году в честь святителя была названа только что основанная на Дону Крепость святого Димитрия Ростовского, превратившаяся впоследствии в город Ростов-на-Дону. 


Немного о самом Святом Димитрии Ростовском. Родился в 1651 году недалеко от Киева и первую половину жизни провел на Украине. В неполные 17 лет принимает монашеский постриг. В марте 1702 года пребывает в качестве митрополита Ростовского на последнее место своего служения в Ростов Великий. 10 ноября 1709 года, на 58-м году жизни, стоя коленопреклоненным на молитве, митрополит Димитрий Ростовский скончался. Мощи Святителя Димитрия почивают в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре в Ростове Великом Ярославской области. Он прославлен как чудотворец, выдающийся проповедник, христианский писатель, искоренитель расколов, миссионер, просветитель. Св. Димитрий Ростовский в течение 20 лет писал Жития святых. В результате получился труд в 12 томов, в котором повествования о жизни, чудотворениях и подвигах многих великих христианских святых излагаются по порядку месяцев и дней. «Четьи-Минеи» Димитрия Ростовского стали самым любимым чтением в домах, где знали грамоту. 


В заключение предлагаю небольшой отрывок из творчества Святого Димитрия. Он писал: «Некоторые недоумевают, как Христос может быть одновременно и на небе, и на земле в многочисленных православных храмах? А я спрошу, как же солнце светит и на небе, и на земле, и на востоке, и на западе, и во всех странах мира? 


Некоторые удивляются, как Христос преподается: в малых частицах освященного хлеба, но всегда целый, не меньший в одной частице и не больший в другой? А как же один голос в моих устах и в ушах моих многочисленных слушателей — один и тот же голос, целый и неделимый? 


Иные спрашивают: как: Тело Христово, вкушаемое многочисленными прихожанами, может не уменьшаться? А если от одной свечи зажечь множество свечей, разве уменьшится свет первой свечи? 
Спрашивают, как можно в малой частице принимать в себя всего Христа? А если человек взойдет на гору и перед ним раскроется вид расположенного у подножия горы города, мы спросим: как может весь город вместиться в маленьком зрачке человеческого глаза?»

Елена Соболева

Подробнее