Житие и труды Святителя Димитрия Ростовского

Чудеса от мощей святителя Димитрия

Чудеса от мощей святителя Димитрия Ростовского и по молитвам к нему

Ряд начинающихся здесь чудес, замечательным по бытовым чертам и проверенных следственною комиссиею, излагается по актам в консисторском деле об открытии мощей святителя Димитрия. Предлагаем читателю описание первых пяти чудес.

Ярославские епархиальные ведомости. 1872. Часть неофициальная. № 23. С. 183 — 186

1.

Ростовского уезда Якимовского стану вотчины Михаила Михайловича Волынского, перешедшей потом к племяннику его лейб-гвардии Преображенского полка сержанту Михаилу Иванову Волынскому же, села Лазорцева Скоропеина бобылка вдова Марья Варфоломеева при допросе, проводившемся в Ростовском архиерейском доме, преосвященными: Арсением, митрополитом Ростовским и Ярославским, Сильвестром, митрополитом Суздальским и Юрьевским и архимандритом Симонова монастыря Гавриилом генваря 15 года 1757, по самой сущей правде и христианской совести показала.

От роду ей, Марье 80-й год, в замужестве де она имелась тогож села Лазарцева за крестьянином Матвеем Герасимовым лет с 40, а по смерти его имеется вдовою 20-й год и назад тому лет с 19 она Марья по воле Божией заболела головною болезнию и в голове ее была не малая ломота и шум великий лет с 5 и оттого де она Марья глазами ослепла и ни малой стези и ничего не видела, так что без проводника из избы выдтить одной было никак невозможно кроме как ощупом и когда ей де Марье случалось иттить в церковь для прошения милостыни по деревням, в те времена водили ее тогож села старухи и малые ребята, а кто именно, того она за давним временем показать не упомнит: когда кому из них по просьбе ее проводить случится; а без проводника де ей Марье самой собою ходить было никак неможно ж и глазами де она Марья ничего не видела лет с 15, а назад тому 4-й год в осеннее время она Марья, услышавши от народной молвы, что в Ростовском Зачатьевском Яковлевском монастыре обретены мощи преосвященного Димитрия митрополита и обещалась она Марья при гробе оного преосвященного Димитрия, дабы ей Марье Господь Бог за молитвами Его Преосвященства подал прозрение, помолиться, сего ради она Марья в тот Яковлевский монастырь и пришла с проводником за раннюю литоргию, а после литоргии она Марья заставила по оном преосвященном Димитрие митрополите отпеть панихиду, которую де она Марья с прочими прилучившимися тогда богомольцами и отслушала и после  отправления тоя панихиды она Марья по обещанию своему за молитвами оного Марья по обещанию своему за молитвами оного преосвященного Димитрия в глазах получила исцеление таким образом. Когда она Марья в той церкви была и молилась, в то время в оной церкви ничего не видела, а как де она Марья после панихид из церкви переступила через порог на паперть и обратилась в церкви помолиться, в то самое время она Марья увидела свет и в церкви стоящие святые образы и людей и помолившись в той паперти усмотрила дорогу, по коей она Марья из монастыря и вышла вон и от того де монастыря в означенное село Лазарцево, которое имеется от Ростова разстоянием около озера верст с 20, пришла она Марья одна сама собою без проводника и от того де времени тому уже 4-й год она Марья глазами своими видит совершенно и всякую домашнюю работу исправляет и ходит сама собою одна без проводника и ныне де в голове ее ломоты и шуму не имеется и никакой в себе болезни не чувствует и имеется во всем здорова, а что де она Марья лет с 15 глазами ничего не видела и без проводника одна ходить не могла, знают и засвидетельствовать могут означенного села Лазорцева приходской и отец ее духовный поп Спиридон Егоров, диакон Егор Иванов, да того ж села крестьяне Данило Васильев, у коего в доме прежде Данила жила года с два будучи слепа, да соседи крестьяне ж староста Иван Васильев, выборной, того ж Лазорцева приходу деревни Вязовки Семен Никифоров; а что де она Марья за молитвами преосвященного Димитрия в глазах получила прозрение того Яковлевского монастыря монашествующие кто знает ли, того она Марья показать не ведает и в сем допросе она Марья показала по самой сущей правде и по христианской совести, а ежели что ложно и за то повинна она надлежащего по святым правилам и по Ее Императорского Величества указам штрафованию.

 2.

Ростовского уезда приходу села Шугори церкви святителя Николая чудотворца, вотчины помещицы вдовы Катерины Ивановой дочери Ржевской деревни Подберезья крестьянская жена вдова Федосья Григорьева дочь по самой сущей правде и христианской совести допрашивана, а в допросе сказала следующее:

От роду ей Федосье лет с 60, в замужестве де она имелася тойже деревни Подберезья за крестьянином Никифором Минеевым с двадцать два года, по смерти же его имеется она вдовою шестой год. А назад тому лет с восемь она Федосья по воле Божией заболела головою, в которой была немалая ломота и из глаз ея шла слеза и гной с год времени, отчего она Федосья глазами ничего не видела лет с шесть и как де в избе ходила, так и на двор выходила ощупом. А когда де ей случалось идтить за двор в церковь и за домашнею нуждою, то ее Федосью водили дети ее родные Федор да Михайло когда из них коему проводить ее случалось и назад де тому с два года она Федосья, услышавши от народной молвы, что болящие, помолившись в Ростовском Зачатиевском Яковлевском монастыре при гробе преосвященного Димитрия митрополита, от болезней своих получают исцеление, положила усердное свое обещание идтить во оной Яковлевский монастырь и помолиться при гробе оного преосвященного Димитрия митрополита, дабы ей Федосье Господь Бог за молитвами оного угодника своего преосвященного Димитрия даровал получить глазам прозрение, по которому своему обещанию она Федосья назад тому другой год в великий пост в означенный Яковлевский монастырь приезжала с означенным большим сыном своим Федором и во время де отправления в том монастыре в церкви Божией часов при гробе оного преосвященного Димитрия митрополита помолилась. А потом в том же году в вешнее время в день празднуемого святого Леонтия епископа, ростовского чудотворца, она Федосья паки приходила в тот же Яковлевский монастырь, а приводила де ее Федосью пасынка ее означенной же деревни Подберезья крестьянина Ивана Никифорова жена Анна Иванова дочь (коя назад тому с год времени помре) и в то де время во оном монастыре в вечернее время она Федосья при гробе преосвященного Димитрия митрополита молилась и по обещанию де своему и по наряду ее она Федосья по оном преосвященном Димитрии митрополите отслушала панихиду, и после той панихиды отправления спустя недель с пять, а в коем именно месяце и числе не упомнит, она Федосья будучи в доме своем за молитвами оного преосвященного Димитрия митрополита, призывая его имя завсегда, глазами своими стала видеть попрежнему, и ныне она Федосья глазами видит совершенно, и ходит сама о себе без проводника и имеется здорова, и что де она Федосья лет с шесть глазами ничего не видела и сама о себе без проводника ходить никак не могла могут засвидетельствовать приходской и отец ее духовный села Шугори поп Стефан Иванов да ощначенной деревни Подберезья староста Гаврило Васильев, соседи ее крестьяне Лукьян Никитин, Михайло Иванов и дети ее родные Федор да Михайло, которые де ее Федосью слепую водили и все тоя деревни жители, что она была слепая, известны. А объявленного де Яковлевского монастыря в монашествующих о том, что она глазами лет с шесть ничего не видела, а потом стала видеть, кто знает ли, того она не ведает. Будучи же де она слепая глаза свои ничем не пользовала и врачев себе никого не призывала подлинно. В сем допросе она Федосья показала по самой сущей правде и христианской совести под опасением за неправильное и ложное показание надлежащего по святым правилам и по Ее Императорского Величества указам штрафованию.

Ярославские епархиальные ведомости. 1872. Часть неофициальная. № 24. С. 191 — 194

3.

Ростовского уезда дворцовой Его Императорского Величества волости села Угодич крестьянин Василий Андреев сын Короваев генваря 16 дня в присутствии допрашиван и в допросе сказал.

От роду ему Василью например лет семьдесят, а сколько подлинно не упомнит. Назад тому ныне осьмой год, а в котором именно году не упомнит же, точию в великий пост он Василий в доме своем парился в бане, которая имеется на огороде от двора его саженях в десяти и как он Василей из тоя бани пошел в дом свой огородом, то приключилась ему в глазах великая темность и в голове его стал немалой лом, отчего он Василей на дороге упал и лежал с полчаса времени на земле для того, что идти ему стало никак неможно и потом стал он Василей кричать сыну своему Ивану (который в то время в том же огороде убирал сено), чтоб он его Василья поднял, который, взяв его Василья, отвел в избу. Но и в той избе у него Василья в голове был великий лом с час времени, а потом того лому в голове не стало, точию как из обоих его глаз, так и из правого уха шел гной дня с два; а глазами он Василей ничего видеть не стал с самого того времени как он в огороде упал и как солнечного в день сияния, так и в ночи от огня бываемого свету отнюдь ничего он Василей не видел лет с шесть, и когда случалось ему есть, то руку его с ложкою до рта его приводили домашние его, а сам он Василей и ложки с кушаньем ко рту принести не видел же, и из избы на двор и из двора до церкви или куда б ему было надобно водили его Василья домашние. Точию в той болезни оных глаз своих ничем он Василей не лечивал и не пользовал, а потом как он Василей услышал от народной молвы, что преосвященного Димитрия митрополита Ростовского обретены мощи нетленны, то положил он намерение сам собою, чтоб ему Василью молиться оному преосвященному Димитрию митрополиту, дабы молитвами его Господь Бог дал ему прозрение и для того он Василей с приезжающим в показанное село Угодичи для продажи печеных хлебов ростовцем посадским человеком Федором Родионовым, сыном Бурлаковым, а его Василия свойственником (который жительство имел близ Ростовского Яковлевского монастыря) из дому своего ездил, а иногда отвозим бывал помянутым сыном своим Иваном многократно в дом к оному Федору Бурлакову, також и к брату его Васильеву двоюродному, имевшемуся в показанном Яковлевском монастыре иеромонаху Сергию во оный Яковлевский монастырь и у оных Федора Бурлакова в доме, а у иеромонаха Сергия в келии, бывал он Василей иногда дня по два и три, а иногда и по недели времени, и когда случилось ему Василью у него Сергия обедать или ужинать, то его Василья кормил он Сергий и в те времена от них Бурлакова из дому, а от иеромонаха Сергия из кельи водили его Василья оный Федор Бурлаков и жена его Наталья Григорьевна, а иногда и дети их Самсон и Григорей (кои оба имеются в живых, а Федор Бурлаков и жена его назад тому года с два померли) також и иеромонах Сергий для моления по обещанию Василья оного Яковлевского монастыря в церковь к вечерням, к заутреням и к Божественным литоргиям года с полтора, где он при гробе преосвященного Димитрия в времена, когда отводим был и молился, призывая оного святителя в помощь, чтоб молитвами его Господь Бог подал ему Василью прозрение. А между тем ему Василью показанный иеромонах Сергий советовал, чтоб он Василей по преосвященном Димитрии правил панихиду, точию он Василей то правление панихиды время от времени отлагал, а как в прошлом 755 году в самый Троицын день показанный свойственник его Федор Бурлаков приехал в село Угодичи для продажи хлебов, то он Василей положил непременное свое намерение и обещание по преосвященном Димитрие митрополите Ростовском отправить панихиду и для того во оный Троицын день после обеда со оным Федором Бурлаковым поехал в Ростов и через Ростовское озеро перевезен оным Федором Бурлаковым в лодке, и привезен был прямо к показанному Яковлевского монастыря иеромонаху Сергию в келью, у коего и ночевал и как во оный воскресный день к вечерне, так и противу понедельника к заутрени и во оный понедельник к литоргии того Яковлевского монастыря в церковь водил его Василья за слепотою оный иеромонах Сергий, а во оный на утро Троицына дня понедельник после литоргии по просьбе и по наряду его Василья оный иеромонах Сергий с того монастыря монашествующими, а с кем именно он Василей не знает, при гробе преосвященного Димитрия митрополита отправили панихаду и после отправления той панихиды он Василей намерился было идти обедать к помянутому свойственнику своему Федору Бурлакову, чего для из церкви показанный иеромонах Сергий повел было его Василья до монастырских ворот, чтоб для отведения его Василья к Бурлакову в дом послать, кто прилучится у тех ворот, проводника, но как только из той Яковлевского монастыря церкви со оным иеромонахом Сергием он Василей вышел и с паперти сошел на монастырь, обема глазами стал он Василей несколько видеть и в то самое время он Василей оному иеромонаху Сергию сказав, что он Василей до двора Федора Бурлакова может быть дойдет и сам, пошел от оного иеромонаха Сергия с монастыря один, и как очувствовался, что идет он Василей сам без проводника и дорогу и идущих людей видит, то благодаря Бога и преосвященного Димитрия с радостью, не заходя в дом Федора Бурлакова, пошел прямо в ростовские ряды, в коих оный Федор Бурлаков продавал печеные хлебы, и сказав ему Бурлакову, что он Василей благодатью Божией и молитвами преосвященного Димитрия митрополита Ростовского видит и ходит сам, пошел к озеру и с прилучившимися тогда через озеро в село Угодичи ездоками переехал в Угодичи и пришел в дом свой один в тот же день около половины дня, и с того времени он Василей ходит и поныне один сам собой без проводника, и как в день солнечной свет, так и ночью луну и от свечи свет також и людей видит, и по промыслу их мясо иногда продает сам. А что он Василей лет с шесть ничего отнюдь не видел и без проводника сам собой не точию по улице, но и из избы на двор не выходил, о том сведомы показанный иеромонах (старец 70 лет) Сергий, да бывые в показанном селе Угодичах поп Иаков (который ныне находится в граде Ярославле при домовой его преосвященства попом же), да того ж села Угодич бывый диакон Михайло Федоров, дворцовые того ж села крестьяне Богоявленского прихода Иван Михайлов, Никольского приходу Алексей Григорьев, Логин Киприянов, Дмитрей Степанов, Михайло Афанасьев и вышеявленные Федора Бурлакова дети Самсон да Григорей и сын его Васильев Иван; а что он Василей на утро Троицына дня после отправления по преосвященном Димитрии при гробе его панихиды получил прозрение и из монастыря пошел без проводника один, о том сведом помянутый же иеромонах Сергий, который ныне находится в Ростовском Белогостицком монастыре иеромонахом же; а другие того монастыря монашествующие о том сведомы ль, он Василей не знает, и вышеписанное все он Василей показал самую сущую правду, по христианской совести, а ежели что ложно, за то повинен неотменного по силе святых правил и Ее Императорского Величества указов штрафа и истязания.

Ярославские епархиальные ведомости. 1872. Часть неофициальная. № 25. С. 199 — 201

4.

Ростовского уезда, вотчины действительного камергера и ордена святой Анны кавалера князя Петра Ивановича Репнина села Великого крестьянин Леонтий Антонов по самой сущей правде и христианской совести допрашиван, а в допросе сказал.

Дочь де его родная Параскева ныне имеется от рождения одиннадцати лет, которая де назад тому третий год по воли Божией заболела и имелась в расслаблении, и руками и ногами ничего не владела и ничего не говорила и лежала на постели близ смерти с двадцать недель и в той де болезни обе ноги ее были скорчены, оттого что в коленях ее жилы свело и в том де расслаблении оная дочь приходским того села Великого попом Васильем Борисовым святых Христовых таин причащена и во время де той болезни он Леонтей, известившись от народной молвы, что болящие люди, помолившись в Ростовском Зачатьевском Яковлевском монастыре при гробе преосвященного Димитрия митрополита, от болезней своих получают исцеления, положил усердное свое обещание со оною болящею своею дочерью помолиться при гробе оного преосвященного Димитрия, дабы Господь Бог за молитвами оного угодника своего оной дочери его от болезни даровал освобождение, и потому де своему обещанию он Леонтей со ною болящею дочерью своею Прасковьею в 755 году в феврале месяце, а в коем имянно числе не упомнит, в тот Яковлевский монастырь ездил и в церковь ко гробу оного преосвященного Димитрия митрополита тое болящую дочь свою он Леонтей внес на руках своих и положил (понеже де как выше сего явствует была в разслаблении) на пол, и руками и ногами ничего не владела и ничего не говорила, и в том монастыре отслушал с нею святую литоргию, а после литоргии по наряду его того монастыря иеромонах, а как его зовут не знает, отправил по оном преосвященном Димитрии панихиду, а по отправлении тоя панихиды он Леонтей со оною дочерью своею больною приехал в дом свой и по приезде в дом его на другой день оной дочери его Прасковье от болезни ее за молитвами оного преосвященного Димитрия митрополита стало быть свободнее таким образом. Сперва она стала руками своими владеть и креститься, скорченные же ее ноги в жилах развело и стала по избе ходить сама о себе с палочкой, с коею де она и ходила с неделю времени, а потом она Прасковья от разслабления своего совершенно освободилась и ходила уже сама о себе без палочки, точию де ничего не говорила с полтора года, а в 756 году в августе месяце пред праздником Преображения Господня дня за три оная дочь его Прасковья ничего не говорящая сама ж о себе с матерью своею родною, а его Леонтьевою женою, Марьею Ларионовою по усердному своему обещанию для моления ж ходили пешком в означенный же Яковлевский монастырь ко гробу преосвященного Димитрия митрополита и отслушали святую литоргию, да вторичную по наряду их по оном преосвященном Димитрии митрополите панихиду, и из Ростова де пришли в дом свой пешком же, а от Ростова де до села де Великого имеется тридцать верст и по приходе в дом оная дочь его Прасковья стала говорить, и ныне говорит свободно, и никакой у нее болезни не имеется, а находится она в совершенном здоровье, а что же оная дочь его Прасковья имелась, как выше сего объявлено, в разслаблении, и руками и ногами ничего не владела и лежала в постели недель с двадцать, и будучи в той болезни и после освобождения от разслабления года с полтора ничего не говорила подлинно, могут засвидетельствовать означенной приходской их села Великого поп Василей Борисов, да соседи его того ж села крестьяне Яков Леонтьев, Василей Егоров, Дмитрей Антонов и все того села жители об том известны подлинно ж, а помянутого де Яковлевского монастыря из монашествующих о болезни оной дочери его и о получении исцеления кто известный, того он Леонтей не знает и в сем допросе он Леонтей показал по самой сущей правде и христианской совести под опасением за неправильно показание надлежащего по святым правилам и по Ее Императорского Величества указам штрафования.

5.

Ростовского Зачатьевского Яковлевского монастыря подмонастырской слободы бобыля Осипа Михайлова жена Евфросиния Васильева ро самой сущей правде и христианской совести в допросе показала.

От роду ей Евфросинии лет с пятьдесят, в замужестве де она Евфросиния за оным бобылем Осипом Михайловым имеется лет с тридцать, а назад де тому лет с восемь ей Евфросинии не вем от чего приключилась тоска, которая де находила на нее по утрам завсегда, а потом назад тому года с четыре она Евфросиния сверх тоски не вем отчего стала искать и оттого во утробе ее не вем что как бы превращалось, отчего она имела внутреннюю болезнь, и та де икота ей сперва была во время отправления вечерни, заутрени и литоргии, а потом назад тому года с два оная икота ей Евфросинии стала почти безпрестанно, отчего она Евфросиния и ночи не спала, и от той де болезни она Евфросиния мало и хлеба ела, и как де в дом, так и в церкви при отправлении священнослужения, как заичет, она Евфросиния вся тряслась и будучи де в той болезни она Евфросиния обещалась молиться преосвященному Димитрию митрополиту, чтоб за его молитвами она Евфросиния от той внутренней болезни от тоски и от икания освободилась и получила исцеление и по обещанию де ее она Евфросиния при гробе оного преосвященного Димитрия митрополита отслушала панихиду и молилась, и после того вскоре, а чрез какое именно время не упомнит, назад тому другой год она Евфросиния по обещанию своему за молитвами оного преосвященного Димитрия митрополита от той внутренней животной болезни, тоски, икания и трясения получила себе исцеление, и пришла в совершенное здравие, и ныне де она Евфросиния находится от скорби здрава, и что де она Евфросиния обдержима была животною болезнию и от той болезни тосковала и икала могут засвидетельствовать отец ее духовный града Ростова церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на Горицах поп Иаков Исаев, да соседи ее ростовец посадский человек Петр Игнатьев, сын Добрынин, подмонастырской Яковлевской слободы жители Петр Иванов, Иван Михайлов, да означенного Яковлевского монастыря дворник Иван Матвеев, да что ж де она Евфросиния тосковала и икала в помянутом монастыре в церкви, будучи для моления у гроба преосвященного Димитрия, самовидец того ж Яковлевского монастыря казначей иеромонах Пимен, который де по просьбе ее по оном преосвященном Димитрии митрополите панихиду отправлял, после чего она Евфросиния и получила исцеление. И в сем допросе она Евфросиния показала по самой сущей правде и христианской совести, а ежели что ложно и за то повинна она надлежащего по святым правилам и по Ее Императорского Величества указам штрафования.
 

Ярославские епархиальные ведомости. 1872. Часть неофициальная. № 26. С. 205 — 209 

Источник