Житие и труды Святителя Димитрия Ростовского

Чудеса от мощей святителя Димитрия Ростовского IV

Чудеса от мощей святителя Димитрия Ростовского (продолжение)

Города Костромы посадский человек первой сотни купец Василий Ильин, сын Мушников по самой сущей правде и христианской совести показал: 

От прошлого де 1744 года октября с 3 дня он Василей в безумии находился по декабрь месяц 756 года, которое безумие сперва пришло ему Василью с такого случая как спящего его ночью жена его Марья Ивановна разбудила ото сна, то де вдруг скоча (как оная жена его ему сказывала, а сам не помнит) закричал необычно и стал браниться и драться, за что по приказанию костромского магистрата присутствующих покойного президента Степана Семенова, сына Белова, да бургомистра Ивана Денисова, сына Солодовникова с товарищи был он Василей в доме своем прикован за шею к стене и содержан четырнадцать недель, а потом де от стены сорвавшися с цепью бегал, и прибежав в кузницу того ж города Костромы к кузнецу Андрею Чустинову, сыну Колодезникову, и стращая его яко сущи бесен принудил цепь на шее отперши снять, который устрашась его Василья замок у цепи отомкнул и тое цепь он Василей положа себе в полу, примчал в костромскую соборную церковь во время обедни и стоящему у слушания обедни магистратскому ротному Козьме Никифорову, сыну Холщевникову, бросил под ноги и потом из собору побежал и бегал от дому своего всюду недель с десять, а потом беганье мало образумился пришол в дом свой, и в те поры дома пожил в несовершенном же разуме недели с две, а потом паки был без ума и от того времени повсегодно был одержим тою же болезнию раза по два или по три в год недели по две и по три и по месяцу, а сколько в котором году, о том точно сказать не упомнит. В последнее же от октября месяца 756 года одержим был декабря по 18 число великим безумием и безпамятствием, а с того 18 числа он Василей мало пообразумившись по увещанию приехавших из Ростова бывших у гроба преосвященного митрополита Димитрия богомольцев, а кто именно, о том показать не упомнит, положил крепкое намерение, чтоб идтить в Ростов ко гробу преосвященного Димитрия митрополита Ростовского и просить Господа Бога, дабы за его молитвами Господь Бог дал ему Василью совершенное исцеление и по таковому своему намерению хотя и почувствовал в себе лушее от болезни облегчение и хотел идтить в Ростов, однако за несовершенным еще здравием домашними своими не отпускаем был некоторое время за опасность прежнего безумия, и как уже три недели дома в совершенном разуме пребыл, то и домашние его в Ростов для моления по его обещанию идтить советовали и отпустили сего генваря 10-го числа, от коего числа он Василей до Ростова шел пешком и пришел сего генваря 15-го дня в Ростовский Яковлевский монастырь и с собою из Костромы принес свещу восковую в фунт, которую пред имеющимися при гробе иконами поставя, заставил по преосвященном Димитрии оного монастыря иеромонаха, а как зовут не знает, отпеть панихиду, который и отпел и по отпусте той панихиды он Василей совершенное здравие себе почувствовал и в самом уме совершенном ныне благодарит Бога и Его угодника и предстателя преосвященного митрополита Димитрия. А что он Василей был подлинно в безумии и безобразия и шалости вышепоказанные, будучи в той болезни, делал, о том свидетельствуется помянутого костромского магистрата прежде бывыми присутствующими: вышеявленным бургомистром Солодовниковым с товарищи и что в последнее октября от 3-го числа декабря по 18-е тем безумием был он одержим, о том засвидетельствуют духовный его отец города Костромы церкви св. Василия Великого поп Афанасей и ближние его Мушникова соседи Костромские посадские люди Василей Коржавин да Петр Мушников. И сие все показал он Василей самую сущую правду, а ежели что ложно и за то повинен неотменного по силе святых правил и Ее Императорского Величества указов штрафа и истязания. 


Ярославские епархиальные ведомости. 1872. Часть неофициальная. № 34. С. 268 — 269 


1757-го года, генваря 17-го дня Суздальской епархии, Шатской провинции, Керенского уезда, села Успенского, Оржевка тож, помещица полковника Ивана Петрова, сына Богданова жена Ирина, Иванова дочь, приехавшая в Ростов для моления явилась сама собою и по самой сущей правде и христианской совести объявила нижеследующее. 

От роду ей Ирине семьдесят лет; по смерти показанного мужа, полковника Богданова (который имелся ей второй) вдовствует она Ирина поныне двадцать второй год, а в 741-м году в сентябре месяце будучи она Ирина впоказанном селе Успенском, в доме своем получила известие через приехавшего из С.-Петербурга дворового ее человека Леонтья Максимова (который и ныне имеется в живых в показанной вотчине ее в селе Успенском), что находившийся в С.-Петербурге лейб-гвардии в Семеновском полку солдатом сын ее, рожденный ею от первого ее мужа аудитора Алексея Алексеева, сына Творогова, Никита Алексеев преставился, и получа то известие, не знамо чего весьма испужалась, и от того страха в доме своем в горнице упала и была без памяти, как сказывали ей домашние, с час времени, а потом как очувствовалась, то с того времени левым глазом ничего видеть не стала, а видела только одним правым глазом лет с пять и более, а по прошествии пяти лет без всякого случая и правым (как и левым) потому ж ничего как людей, так и никакого свету и ни малой стези отнюдь не видела же лет с восемь, то есть до прошлого 1756 года по генварь месяц, а в том генваре месяце услышав она Ирина от народной молвы о преосвященном Димитрии митрополите Ростовском, что мощи его обретены нетленны и что многие приезжающие ко гробу его получают исцеление, положила твердое и непременное свое намерение ехать в Ростов молиться у гроба оного преосвященного Димитрия , чтоб молитвами оного святителя Бог даровал ей хоть малую стезю видеть и объявленного генваря 10-го или же 11-го числа, того точно не упомнит, собралась она Ирина из показанного села Успенского (которое от Ростова в разстоянии находится верстах в семи стах) ехать в Ростов для моления при гробе преосвященного Димитрия и как только приуготовлялась совсем из двора ее выезжать, то вдруг нечаянно она Ирина увидела в окошках свет и имеющиеся в тех окошках окончины, точию не так как она прежде здоровыми глазами смотрела; а как она Ирина из двора своего того ж дни выехала, то паки обоими глазами видеть не стала и как до Ростову от дому своего через восемь дней ехала, то никакого свету отнюдь не видела ж, как же приехала в Ростов и в имеющуюся в Ростовском Яковлевском монастыре церковь (в коей имеются мощи преосвященного Димитрия) взошла, то в самое то время имеющиеся в той церкви окончины увидела, и как в той церкви при гробе преосвященного Димитрия отправляема была по наряду ее Ирины панихида так и во время бытности ее при том монастыре целые сутки свет она Ирина видела, також и из того Яковлевского монастыря в дом свой обратно поехав Ростовского уезда, дворцовой ее Императорского Величества вотчины до села Угодич (которое от Ростова находится в пяти верстах) и в том селе Угодичах часа с четыре будучи идущих и едущих по дороге мимо избы людей несколько видела, а поехав из того села Угодич в дом свой глазами паки видети не стала, и как в дом свой приехала, то по сентябрь месяц прошлого 756-го года в глазах ее свет переменялся: иногда она Ирина день один свет несколько видит, а два или три дни не видит ничего, а во оном сентябре месяце 756 года она Ирина паки положила обещание и намерение ехать в Ростов и помолиться преосвященному митрополиту Димитрию и от того времени и поныне каждый день малую стезю, в покоях оконницы, також и сквозь оконницу идущий и едущий по дороге против свету и людей в близости, а в светлый день несколько и во отдалении видит, точию в лицо человека распознать совершенно и действительно как прежде здоровыми глазами смотрила видеть не может, прежде же сего через восемь лет, как и выше показано никакого свету и рук своих не видала. И ныне она Ирина во Ростове для моления при гробе преосвященного Димитрия приехала по объявленному своему обещанию. А о том, что она Ирина от 741-го года по 756-й год ничего не видела, а ныне малую стезю, как выше показано, видит, известны Керенского ж уезду, села Оржевки, Троицкой церкви священник Федор Никитин, да помянутого села Успенского, Оржевка тож, священник же Петр Алексиев. И о вышеписанном о всем показала она Ирина самую сущую правду по христианской совести и по евангельской заповеди Господни под страхом за ложь неотменного по силе указа штрафа. 


Ярославские епархиальные ведомости. 1872. Часть неофициальная. № 42. С. 336 — 339

Источник