Для неофита

Любомудрие

Античная филосо́фия – (от греч. ϕιλοσοφία (философиа) (от ϕιλέω — любить, и σοφία – мудрость) — любовь к познанию, к мудрости, философия) — 1) изучение принципов устройства и развития мира, а также способов познания мира; 2) система взглядов на мир (мировоззрение), на человека и на его место в мире; 3) плотская мудрость.

Однако, христианская философия называется любомудрием.

Любомудрие

...В строгом смысле любомудрый, имея собственное тело свое приютом и безопасным пристанищем для души, хотя бы случилось ему быть на рынке, или в торжественном собрании, или на горе, или в поле, или среди народного множества, всегда заключен в этом естественном своем монастыре, внутрь собирая свой ум и любомудрствуя о том, что ему прилично (свт. Василий Великий, 9, 342).

* * *

Все любомудрие разделяется на две части – на умозрительную и деятельную, из коих первая выше, но труднее к уразумению, а другая ниже, но полезнее. У нас обе они одна другой способствуют. Умозрение служит нам сопутником к горнему, а деятельность – восхождением к умозрению: ибо невозможно достигнуть мудрости, не живя мудро (свт. Григорий Богослов, 12, 167).

* * *

...Любомудрие умеет... и счастьем пользоваться умеренно, и в бедствиях соблюдать благоприличие (свт. Григорий Богослов, 17, 176).

* * *

...Деятельное любомудрие не заключает в себе достаточной пользы, если не управляет делами истинное благочестие (свт. Григорий Нисский, 20, 341).

* * *

Благочестивый образ жизни обязателен для всех, как мужей, так и жен; отличие же жизни любомудрой – целомудренность, а она сохраняется при несмешанном и отдельном образе жизни, чтобы природа не оскорблялась смешением и тесным сближением ни женщин с мужчинами, ни мужчин с женщинами, коль скоро они стремятся к соблюдению целомудрия (свт. Григорий Нисский, 25, 456).

* * *

...Любомудрие души настолько труднее и тяжелее изучения наук, насколько деятельность труднее разглагольствования и насколько дела труднее слов (свт. Иоанн Златоуст, 44, 96).

* * *

...Когда эта добродетель <любомудрие> вкоренится в сердцах слушателей, то и все прочие добродетели могут уже безопасно назидаться (свт. Иоанн Златоуст, 46, 147).

* * *

...Не будем враждовать даже против тех, кто оскорбляет нас, хотя бы это были и облагодетельствованные нами (в этом-то и состоит самое высокое любомудрие)... (свт. Иоанн Златоуст, 47, 363).

* * *

...Любомудрой душе свойственно не мстить за оскорбление себя, но сильно восставать против оскорбления Бога (свт. Иоанн Златоуст, 48, 45).

* * *

Немаловажный вид любомудрия в том, чтобы веселиться о Боге. Кто веселится о Боге, как должно, тот отвергает всякое житейское удовольствие (свт. Иоанн Златоуст, 48, 112).

* * *

...Ничто так не приятно Богу, как если кто считает себя в числе величайших грешников. Это есть начало всякого любомудрия: смиренный и сокрушенный никогда не будет ни тщеславиться, ни гневаться, ни завидовать ближнему, – словом, не будет питать в себе ни одной страсти (свт. Иоанн Златоуст, 50, 33).

* * *

...Ничто столько не отличает любомудрия, как то, чтобы не иметь ничего излишнего и довольствоваться как можно меньшим (свт. Иоанн Златоуст, 50, 357).

* * *

Цель любомудрия в том и состоит, чтобы с мудростью соединять простоту (свт. Иоанн Златоуст, 50, 639).

* * *

...Кто не может презреть вещей земных, тот может ли когда-нибудь любомудрствовать о Небесном? (свт. Иоанн Златоуст, 51, 358).

* * *

...Великое благо любомудрие; оно и здесь уже вознаграждает нас. Так, кто презирает богатство, тот уже здесь получает пользу, потому что избавляется от излишних и бесполезных забот. Кто попирает славу, уже здесь получает награду, потому что не служит никому рабом, но бывает свободен истинною свободою; кто желает небесных (благ), уже здесь получает воздаяния, потому что, вменяя в ничто все настоящее, легко побеждает всякую печаль (свт. Иоанн Златоуст, 51, 421).

* * *

Кто прежде всего научится быть любомудрым, тот через это приобретет богатство, превосходящее всякое богатство, и величайшую славу (свт. Иоанн Златоуст, 54, 186).

* * *

...При отсутствии любомудрия самое обильное риторство не принесет никакой пользы (свт. Иоанн Златоуст, 54, 186).

* * *

...Хотя дети, плывя в лодке, и пугаются, но кормчий сидит улыбаясь и спокойно, смотрит и забавляется их страхом: так и душа любомудрая при благоразумии, как бы на корме и у руля, пребывает непоколебимой, тогда как все остальные мятутся или же, при перемене обстоятельств, некстати смеются (свт. Иоанн Златоуст, 54, 329). 

* * *

Ничто так не препятствует любомудрию, как жизнь в удовольствиях; напротив, скорбь способствует любомудрию (свт. Иоанн Златоуст, 54, 793). 

* * *

Усумнится и поколеблется всякий монах взяться за духовное делание прежде отрезвления ума, – потому ли, что не познал еще красоты его, или потому, что, познавши, бессилен решиться на это по недостатку ревности. Но это колебание несомненно рассеется, коль скоро он вступит в делание хранения ума, которое есть и именуется мысленным любомудрием или деятельным любомудрием ума. Потому что тогда обретет он Путь, Который сказал: Аз есмь путь, и воскресение, и живот (Ин. 14, 6) (прп. Исихий Иерусалимский, 90, 201–202).

* * *

Кто упражняется в словопрениях, тому невозможно преуспеть в любомудрии (прп. Исидор Пелусиот, 60, 138). 

* * *

Не гоняющихся за выражениями, не витий, не искусных в словопрении, не величающихся силою слова должно называть мудрыми, но тех, которые отличаются деятельным любомудрием. Если же украшает их и любомудрие умственное, то наименовать их должно мудрейшими. А если – и любомудрие созерцательное, разумею благочестие, о котором одном утверждаем, что оно в собственном смысле есть мудрость, то надлежит назвать премудрыми. Первое любомудрие есть как бы основание и здание, второе – как бы украшение, а последнее – как бы верхний венец здания. Посему как без основания и здания не имеют места ни то, что украшает здание, ни то, чем венчает оное, так и без добродетели не будут иметь места ни умственное, ни созерцательное любомудрие (прп. Исидор Пелусиот, 60, 463).

* * *

Когда высота ума ведет не к высокомерию, а к скромности, тогда избегает она и кичливости, и раболепства, не позволяя, чтобы неблагообразное примешивалось к благоприличному (прп. Исидор Пелусиот, 62, 152). 

* * *

Любомудрие есть исправление нравов, при истинном ведении Сущего (прп. Нил Синайский, 72, 3).

* * *

...Истинное любомудрие состоит в том, чтобы провождать житие в чистоте и всегда возноситься душою превыше телесных страстей (прп. Нил Синайский, 73, 26). 

* * *

Истинный любомудрец есть тот, кто от существующих вещей познал Творца их и от Творца уразумел сущее и Божественное, не научением только познал, но и испытал. Или: совершенный любомудрец тот, кто преуспел в нравственном, естественном и богословском любомудрии, паче же в Боголюбии (прп. Григорий Синаит, 93, 320). 

Источник