Жизнь по вере

Керкира

 


 

Настоящее лицо Унии


Не так давно в сентябре этого года в  Ужгородской епархии Украинской православной церкви состоялся переход греко-католической общины в православие. Духовный руководитель и наставник Свято-Покровской общины села Концово архимандрит Григорий Вендт, являющийся настоятелем монастыря в США, обратился с прошением на имя предстоятеля Православной церкви в Америке митрополита Германа на предмет перехода в православие. После того, как прошение было удовлетворено, архимандрит Григорий благословил перейти в православие и общину греко-католиков, окормляемую им на Украине. Находясь на Украине, отец Григорий обратился к епископу Мукачевскому и Ужгородскому Агапиту с прошением посетить с архиерейским визитом село Концово, после чего владыка Агапит отслужил Божественную литургию в Свято-Покровской церкви поселка и совершил чин освящения храма. 

Вера предков, не смотря ни на какие гонения и истязания до сих пор привлекает к себе верующих на Западной Украине. Однако, сегодня на Украине это не всем нравится. Впрочем, такое положение дел сложилось не сегодня и не вчера. 

В конце XIX века  в Карпатской Руси возникло православное движение, возглавляемое униатским священником Иоанном Раковским. Хотя сам отец Иоанн так и не решился выйти из Унии, но сумел воспитать свою паству в православном духе. После его смерти, последователи о. Иоанна попытались вернуться к православию. По Австро-Венгерской конституции, так же как после в СССР, была продекларирована свобода вероисповедания, но это почему-то не касалось православных. Можно было исповедывать какую угодно религию, хоть иудейство, но только не в Православие. В 1903 году крестьяне села Изы, священником которого до своей смерти являлся о. Иоанн, на воскресной Литургии при совместном пении исключили из Символа Веры, слова «и от Сына», тем самым совершив открытый переход из католичества в православие. Что было потом, догадаться не трудно. В селе появились венгерские жандармы, они обыскивали крестьян, забирали иконы и богослужебные книги, притесняли, по сути грабили сельчан, глумились над женщинами. После против крестьян села Изы, было возбуждено дело о государственной измене, с последующим фактическим разорением инициаторов перехода в православие. Но, не смотря на убийства и злодеяния венгерских жандармов, православное движение крепло. 

После жителей села Изы в Православие стали переходить крестьяне других сел Лучков, Теребли и прочих. Крестьянам был нужен священник, но ни сербский епископ Богданович, ни даже сам сербский Патриарх Бранкович не смогли им в этом помочь. О русских священниках нельзя было и думать. В результате миряне сами совершали требы сами, а детей тайно крестил румынский священник из Буковины. Только в 1910 году в Карпатской  Руси появился наконец-то православный священник. Это был иеромонах Алексий (Кабалюк).

Он обходил села, перешедшие в Православие, совершал требы и таинства, наставлял и укреплял в вере. Несмотря на репрессии, все новые села переходили в Православие. Это вызвало ярость австро-венгерских властей и отец Алексий был вынужден бежать в Америку. Жандармы арестовывали каждого, получавшего письма из США. По отношению к православным  применялись пытки. Кто-то предпочитал лучше умереть, чем изменить православию. Другие скрывались в горах и лесах. В 1910 году верующие, обратились за помощью к России. 

Жители села Изы собирались на общую молитву в дом Максима Прокопа. Его племянница, Иулиания Прокоп организовала в селе православную женскую общину, живущую по монашескому уставу. В это же время 1913 году начался второй Мармарош-Сиготский процесс, на котором судили добровольно приехавшего из США о. Алексия (Кабалюка), а с ним 94 крестьянина. Однажды ночью жандармы схватили Иулианию Прокоп с сестрами и пытались заставить отречься от Православия. Их долго били и пытали, а потом, облив на морозе водой, вывели на улицу и обнажили. Так водили девушек по улицам села. Униатский священник Андрей Азарий, вызвавший полицию пытался ласкательством убедить Иулианию отречься от «москальской веры». Однако, Иулиания отвергла увещания Азария и ее продолжили пытать еще около трех месяцев. Стоит заметить, что это был не древний язычник, люто ненавидевший христиан, а человек, считающий себя последователем Христа Спасителя. Подобно Иулиании, ее сестры тоже  были непоколебимы. Второй Мармарош-Сиготский процесс естественно не мог закончится для обвиняемых ничем хорошим. Их приговорили к срокам от шести месяцев заключения, до четырех с половиной лет.

В 1914 году из России в Подкарпатскую Русь прибыли иеромонахи о. Амфилохий (Камень), о. Матфей (Вакаров) и о. Серафим. Их сразу же арестовали. Но после отпустили о. Амфилохия и . Матфея. А отца Серафима призвали в армию. Он после погиб на войне. С началом  Первой мировой войны возобновились и аресты православных. Был арестован о. Амфилохий и с ним сорок православных русинов. Ему дали 4 года тюрьмы. Арестовали  и Иулианию с сестрами, но перед вступлением в в город Хуст, где находилась тюрьма, русской армии сестер отпустили. После ухода русских, им пришлось вести подпольный образ жизни, молиться по ночам. Их духовно окормлял о. Амфилохий, которого сестры навещали в Кошицкой тюрьме. Однако властям не давала покоя даже скрытая форма деятельности сестер. В 1917 году их снова арестовали. Правда мерой пресечения на этот раз был выбран строжайший домашний арест. Три раза в день они ходили на допросы в жандармский участок, где в отношении их по-прежнему применялись истязания. В 1918 году после избиения жандармами Иулианию фактически вычеркнули из списка живых. Но как и в первые века христианства Христова мученица была исцелена чудесным образом Самим Богом. 

После революции в Венгрии православные получили относительное облегчение. Проповедь Православия продолжалась. Отец Амфилохий  (Камень) уже мог служить в Изе. После он отыскал и других священников-земляков.

После падения Австро-Венгрской империи Карпатская Русь оказалась в составе Чехословакии. Естественно, что католическое правительство не могло радоваться проявлению Православия на какой либо части своей территории. Однако, не обладая достаточными возможностями, так и не смогло противостоять возрождению Православия в Подкарпатской Руси. 

В 1946 году отец Алексий с делегацией русинов отправился к Сталину с просьбой принять Подкарпатскую Русь в состав России. Но у коммунистов были свои взгляды на геополитику. И  Подкарпатская Русь была включена в состав Украинской ССР. 

P. S. 

В 1924 году Иулиания  Прокоп была пострижена в монахини с именем Параскева. Она стала игуменьей женского монастыря города Мармарош. 

 

Отец Алексий (Кабалюк) до конца жизни оставался в Никольском монастыре села Изы. Он отошел ко Господу в 1947 году в сане архимандрита.

У святителя Спиридона Тримифунтского

– Отец Валерий, расскажите о своих впечатлениях от православия на греческом острове Корфу.
– Корфу — это английское название острова, сами греки называют его Керкира, по имени святой мученицы Керкиры, жившей в 1 веке, дочери местного царя, упорного в своих заблуждениях язычника, казнившего свою дочь за обращение ее в христианство.
Вообще, не зная греческий язык, не легко давать какую-то серьезную оценку современной религиозной жизни православных греков. Чтобы понять, что у них на душе, надо было поговорить, расспросить их, а мы этого сделать не могли. И нам оставалось наблюдать, сравнивать, внимательно смотреть за особенностями их жизни. В первую очередь, у греков — другое поведение. Они не придают такого внимания строгости одежды при посещении храма. Но видны их вера, благоговение перед святынями. Они заходят в храм и сразу идут прикладываться к святыням: мощам, иконам. У них, как мне показалось, в храмах преобладают пожилые мужчины. Седовласые старцы приходят на службу с букетами цветов: гвоздичек или роз с коротко подрезанными стебельками. С цветами они проходят к мощам, кладут на гробницу святителя Спиридона, а сами идут молиться. После, как они побывают в храме: помолятся, поставят свечи, они забирают свои букеты с гробницы и уносят домой.
И в алтаре, среди служителей — помощников священника — также преобладают «седые головы», и на клиросе поют они же. В общем, то, что в России было до революции обычным делом, здесь до сих пор сохранилось. Не бросилось мне в глаза какого-либо социального разделения, все греки, в среднем одинаковы в своих правах внутри храма. Единственно, что существуют стасидии для почетных посетителей храма: ктиторов, еще кого-то. Стасидии располагаются вдоль стен по всему периметру храма. Они есть и на клиросе — для клирошан. Там же на солее находится почетная стасидия архиерея. Она отличается и более изящной богатой резьбой и иконой Спасителя, помещенной над ней. В каждом храме, в любом, самом маленьком городе есть архиерейские стасидии. На обычных стасидиях «справа» есть надписи андрос — «для мужчин», а слева «для женщин». Но не все придерживаются этих рекомендаций, мне пришлось видеть как в мужские стасидии становились женщины. Во время богослужения греки сидят, но есть части службы, на которой встают: на Утрени это Великое Славословие, на Литургии — Евхаристический канон. Порой они все дружно встают, а иногда по одному; пришлось видеть и молящихся на коленях во время богослужения.
Что касается внешнего убранства храмов, то бросается в глаза некоторая католическая церковная атрибутика: наряду с ионами, чуть выше стасидий висят чисто светские картины на религиозные сюжеты. В песнопениях допускается чуть слышная органная музыка. На вечерне и утрени звучит византийское знаменное пение, потом идет переход к партесному пению с тихим звучанием органа. Остров Корфу долго находился под властью католиков, когда над ним господствовала Венеция. При этом корфиоты гордятся, что никогда не жили под властью мусульман. Отношения с католиками до сих пор достаточно дружеские: им разрешают по их просьбам проведение богослужений в православных храмах, а таже католических крестных ходов.
Внешний вид церквей на Корфу достаточно аскетичен, порой даже трудно понять, что здесь находится храм: отсутствует крест, нет колокольни, здание прямоугольное с двускатной крышей. И только вид с восточной стороны, там где алтарная апсида, обнаруживает присутствие храма Божия. В других местах мы такого не видели. Например, на Кипре церкви просматриваются издалека. Но на Корфу при всей внешней бедности храмов, они имеют внутренне пышное убранство: большое количество икон в старинных ризах. В храме святителя Спиридона впечатляют огромные подвесные серебряные лампады. Церковные ценности здесь никто не изымал. Много цветов, зелени, земляных кадок с цветами.
Поражает, что часть храмов, где не проводятся больше богослужения, не закрыты на замки, а просто заперты на щеколды с палочкой, и любой человек без труда может открыть храмовую дверь и попасть внутрь. Эти храмы уже старые, но их по какой-то причине не восстанавливают, а просто оставляют, иногда даже с частью внутреннего убранства. И здесь же неподалеку, смотришь, построенный совсем новый храм.

– Какие есть отличия в поведении, церковной жизни верующих греков?
– Эти отличия иногда видишь за богослужением. Когда греки идут к Причастию, то не складывают руки на груди крестообразно, сами вытирают уста о плат после Причастия, и не запивают запивкой после Таинства. Рядом с Чашей у них стоит церковнослужитель с подносом, на котором лежат нарезанные кусочки хлеба. Причастившиеся берут эти кусочки и звкушают.
Греки очень дружны благодаря тесной связи с приходом. Вообще заметно, что традиционная приходская жизнь (в нашем дореволюционном понимании) у них сохранилась до сих пор. Все, кто территориально тяготеют к храму, считают и храм, и друг друга чем-то единым. У людей общие праздники, и не только церковные. Так, мы были свидетелями одного такого события. Однажды вечером в воскресенье мы ехали мимо одного храма и видим, что во дворе стоит большая группа людей. На земле поставлены длинные столы, тут же — автомобильные прицепы, на них — вертела в два яруса и на вертелах жарятся целые бараньи туши. Люди стоят рядом, ждут, звонит колокол… Что это было? Мы так и не узнали: может быть, свадьба, или какое-нибудь семейное торжество. Нам не раз приходилось видеть, как люди вместе собираются в приходе со всей округи по самым разным поводам. Они дружны и сплочены вокруг своего храма. Малейший повод, и они снова вместе. Нередки совместные трапезы, народные песни. В этом участвует и молодежь. Могут и в таверне собраться, и с ними вместе празднует и что-то обсуждает священник. Он возглавляет это собрание. Эту особенность местной приходской жизни нам удалось разглядеть даже за короткий паломнический срок пребывания на острове.
Бросается в глаза и большое число храмов и духовенства. В каждом самом маленьком поселке обязательно есть храм и на улице обязательно попадется священник: то он из магазина идет с покупками, то идет по церковным делам — в подряснике, а на голове — камилавка. Благословение миряне берут у священника по-другому: они протягивают ему руку для пожатия и тогда целуют его руку. Нас спрашивали: откуда мы, а, узнав, что из России — говорили: «Русские». Для них все кто из России — русские. Но интересовались и верой: «Ортодокс?» Улыбались, когда узнавали, что мы православные, давали понять, что мы близки братством в вере.

– Отец Валерий, расскажите о святынях о. Корфу.
– Главная святыня острова — это мощи святителя Спиридона Тримифунтского, которые пребывают в храме его же имени. Над входом в храм, по обычаю греков, есть надпись: кому он посвящен — «Агиос Спиридонос». Святые мощи Спиридона Тримифунтского попали на Корфу в XVII веке. После кончины святого они находились на Кипре, но из-за участившихся набегов арабов на эти земли их перевезли в столицу Византии – Константинополь. Но и здесь им не суждено было остаться навсегда – гибель Византии, разграбление ее святынь крестоносцами-католиками и турками – заставили переправить святыню в Сербию. Там святые мощи пребывали до XVII в. И уже из Сербии они попали на остров Корфу. Христианство утвердилось здесь очень рано, еще в 1 веке, после просвещения святыми апостолами от 70-ти Иасоном и Сосипатром. В этом же веке на острове приняла мученическую смерть за Христа царевна Керкира. Она — вселенская святая и поэтому есть и в нашем месяцеслове. Еще одна большая святыня острова Корфу — мощи святой мученицы царицы Феодоры, находящиеся в митрополичьем Кафедральном соборе. Она восстановила иконопочитание в Византии, борясь с иконоборчеством. Ее нетленные мощи помещены в серебряную раку, все тело закрыто, кроме сложенных на груди рук. Рядом с ее гробницей висит необычная по композиции икона: святая Феодора сидит на престоле как царица, в одной руке она держит икону Божией Матери, как бы обнимая ее, а другой рукой показывает на икону. Этот храм — самый большой и самый богатый на острове и братство у него — самое богатое.
И все же наибольшим, всенародным почитанием пользуется здесь святитель Спиридон Тримифунтский. У нас на Руси этот святой до революции также пользовался большой любовью православных, почти наравне со святителем Николаем, но сейчас такое почитание угасло, а вот в Греции святителя Спиридона продолжают почитать. Многие греки имеют имя Спиридон, или в их сокращении Спирос. Нам не раз приходилось слышать как в обычном разговоре, когда вдруг вспоминается имя святителя, греки крестятся и молитвенно обращаются к нему. Эта естественная религиозность у греков очень заметна: они крестятся прилюдно в разговоре, нисколько не стесняясь друг друга, даже обычная современная молодежь проявляет свое благочестие, находясь вблизи храма: они крестятся, заходят внутрь, прикладываются к святыням. Как только в разговоре произносится имя Божие, Божия Матерь или упоминается святитель Спиридон, они обязательно перекрестятся. С мощами святителя Спиридона в городе проходят общегородские праздничные крестные ходы. От мощей святого берется только честная глава, она помещается в ковчег, и большая церковная процессия в праздник идет вокруг Керкиры. К святителю Спиридону очень часты обращения людей за помощью. Это заметно по огромным, метровым свечам, которые все время пылают возле его гробницы. У греков нет в храме подсвечников, и перед иконами не возжигаются свечи. Возможность зажечь свечу предоставляется за пределами храма: там стоит специальная емкость для песка. Свечи втыкаются в песок и горят за пределами храма, или в притворе. Нет и нашего привычного кануна. И «за здравие» и «за упокой» все ставится вместе. Лишь рака святителя Спиридона вся освящена многочисленными лампадами. Они не только расположены над самой гробницей, но и по всему храму.
Из русских святых корфиотам известно имя адмирала Феодора Ушакова, недавно, прославленного Русской Православной Церковью как святого праведного. Памятник освободителю острова от турецкого ига находится почти в центре города у нового форта возле греческой Военно-Морской  Академии. Мы слышали, что святому флотоводцу хотят поставить новый памятник, отражающий его новый статус. Памятник предполагается возвести поближе к оживленным частям города Керкира. На наши просьбы к нескольким жителям показать местоположение теперешнего памятника, только один смог ответить правильно. В одном из храмов нам показали надгробие могилы русских моряков, погибших при осаде города в конце XVIII века.
Греки, как и мы когда-то, отмечают места гибели своих близких людей памятными знаками: часовнями, крестами. Иногда это мини-часовни на одном железном столбике. В крохотной часовенке находятся икона, лампадка, небольшая ручная кадильница, уголь, ладан. Также возле домов нередко можно увидеть молельные часовни с иконочкой и лампадкой.
Из особенностей внутри храма заметно иное место солеи – она значительно шире. Алтарь в греческих храмах находится выше солеи, поэтому из алтаря сразу идут ступени вниз, затем — широкая солея. Здесь находятся клиросы, правый и левый, и стасидии для клирошан, архиерея и почетных гостей. На солею ставится в пасхальные дни гробница с пасхальной иконой Воскресения. В эти дни сам храм и гробница украшаются лентами белого и красного цвета с розеточками, а также ставятся на гробницу лампады.

Беседовал Олег Кириченко

Недействующий монастырь
Недействующий монастырь
Иконостас
Иконостас
Престол
Престол
Исчезающие фрески
Исчезающие фрески
Источник на территории монастыря
Источник на территории монастыря
Женский монастырь Влахернской Пресвятой Богородицы
Женский монастырь Влахернской Пресвятой Богородицы
Внутреннее убранство храма монастыря Влахернской Пресвятой Богородицы
Внутреннее убранство храма монастыря Влахернской Пресвятой Богородицы
Икона Влахернской Пресвятой Богородицы
Икона Влахернской Пресвятой Богородицы
Пасхальное убранство греческого храма
Пасхальное убранство греческого храма