Для неофита

Церковные праздники

Рождество Божией Матери

Рождество Пресвятой Богородицы

Здесь находился дом, в котором родилась Божия МатерьРодителями Пресвятой Девы Марии были Иоаким и Анна – люди праведной жизни, до глубокой старости остававшиеся бездетными. Поскольку ветхозаветное человечество жило обетованием о грядущем Спасителе и мыслило себя непосредственным участником данного события, чая его в каждом своем поколении, бездетность почиталась наказанием Божиим, почему и родители Богоматери терпели от своих ближних поношение. Иоаким и Анна не отходили от храма Господня, вознося молитвы о даровании им чада, что и совершилось, к удивлению всех окружающих. Произошла Мария из рода святого царя псалмопевца Давида, а поскольку Рождество Ее от неплодных родителей было явным для всех чудом, Иоаким и Анна посвятили дочь свою Богу.

Рождество Богородицы — первый двунадесятый Праздник в церковном году. Кажется неслучайным, что он знаменует осень, ибо Рождество Девы Марии – есть осень ветхого закона, как последующее Благовещение – весна благодати. В Рождестве Приснодевы Ветхий Завет приходит к своему закату, достигнув апогея в святости Той, от Которой имеет произойти плотию спасение мира. В кондаке на день Благовещения поется: "Иоаким и Анна поношения безчадства и Адам и Ева от тли смертныя свободистася в Рождестве Твоем". Собственно, в этом и заключен смысл сегодняшнего Празднества: многотысячелетняя чреда поколений ветхозаветных праведников, сохранявших обетование о Мессии достигла врат, через которые в мир войдет Божье Слово, чтобы, соединившись с человеческим естеством, обитать с нами и открыть путь к вечной жизни.

В этой связи уместно указать на одно из многочисленных различий отличающих православное вероучение от латинского искажения Божьей правды. Уклонившись от Истины, исказив богооткровенные догматы Веры, католики не могли не замутить и чистоты православного почитания Божией Матери. Под предлогом особого благоговения перед Владычицей, латиняне наделили ее как бы особой привилегией непорочного зачатия, которое имело место только единожды в истории в случае с Воплощением Спасителя. Эта мнимая неподверженность Пресвятой Девы первородному греху сделала ее искупленной еще до подвига искупления, до Воплощения, Страдания и Воскресения Христовых. Этим нововведением католики упразднили весь смысл сегодняшнего события, исключив Деву Марию из контекста непосредственной преемственности ветхозаветной истории, венцем которой и было Рождество Богоматери. Кроме того, католики практически упразднили и подвиг Самой Девы Марии, так как из их учения следует, что Бог, не считаясь с дарованной человеку свободой, соделал Место рождения Пресвятой Богородицыорудие Своего воплощения исключительно по Своей воле. В то же время мы знаем, что слова Пресвятой Девы: «Се раба Господня, буди мне по слову твоему» — были необходимым условием Воплощения, поскольку Бог не спасет человека вопреки его произволению.

Святитель Андрей Критский так говорит о сегодняшнем дне: «Ныне Создателю всего устроился созданный храм; и творение уготовляется в новое Божественное жилище Творцу. Ныне изгнанная из страны блаженства природа наша принимает начало обожения и персть стремится вознестись к высочайшей славе. Ныне Адам приносит от нас и за нас начатки Богу, достойнейший плод человечества — Марию, в Которой (Новый Адам) делается Хлебом для восстановления человеческого рода. Ныне отверзается великое недро девства, и Церковь, по образу брачной, налагает на себя чистую жемчужину истинной непорочности».

Прославим и мы Рождество Богородицы как начало нашего спасения и явление миру милостивой Заступницы за род человеческий.