Жизнь по вере

Из дневника священника

 Письма

Беседовал с военным. В свое время он воевал в Чечне. Призвали его на срочную службу и отправили на Кавказ. На второй же день взорвался на растяжке. В боковом кармане брюк, над коленом  находилась пачка писем. Там были письма от верующей мамы и невесты. Причем, лежали они вперемешку. Осколки полоснули по ноге прямо по тому месту, где лежали письма. Солдат остался невредим; письма приняли удар на себя. Когда он достал их из кармана, то обнаружил, что письма от невесты изодраны осколками в клочья, а письма молившейся за него мамы все целы и невредимы, хотя лежали они, как уже было сказано, вперемешку. Солдат это воспринял как чудо и дал обет покреститься, как только сможет. Удалось ему это исполнить уже после срочной службы. Сейчас он там же в армии. Офицер. Глубоко верующий человек.

 

Да испытывает же себя человек
 
 
"...кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.  Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает." (1Кор. 11;27-30).
Сейчас многие рассуждают о том, как должно готовиться к великому Таинству Причащения. Некоторые в своих умствованиях дошли до решения, что и вообще к нему готовиться не следует. Другие говорят: "Нет, подготовка быть должна, но внутренняя". Третьи считают совсем не нужным Таинство исповеди перед причащением. Но сложившаяся в России традиция подготовки к этому Таинству построена на опыте многих поколений и, отнюдь, не является случайной и ненужной.
В одном из подмосковных храмов во время Литургии к Чаше Христовой подошел человек с желанием причаститься. Когда священник спросил его, исповедался ли он, человек сказал, что да, исповедался. Кто-то надоумил его или сам он пришел к решению, что исповедь - это что-то лишнее, но он все же обманул священника и, сказав, что исповедался, подошел к Чаше.
О том, что произошло с этим человеком дальше, рассказывал он сам, но спустя полгода после этого события. Позже станет понятно почему.
В тот день он причастился Святых Христовых Таин. В момент самого причащения он почувствовал, что в устах у него действительно частица Плоти с Кровью. Он долго мучился от неприятного чувства, но все же заставил себя проглотить. Выйдя из храма, он чувствовал себя настолько отвратительно, что придя домой выпил целую бутылку водки. Проснувшись утром, не почувствовал никакого облегчения. Тяжелое давящее состояние не оставляло его. Одновременно с этим пришло сознание необходимости вновь пойти в храм. Уже дойдя до храма, этот человек встретил мужчину, который косил траву около своего участка. Тут у вчерашнего причастника явилось непреодолимое желание полоснуть косой по своей шее. Он уже и подошел к косцу, но в последний момент, нерешившись попросить орудие труда, попросил закурить. Закурил. Тягостное состоянее не оставляло. Невдалеке стояла машина. Тогда с дороги был поднят кирпич и у машины разбито стекло.
Наблюдателем последних действий "странного босого человека" был церковный сторож, который и вызвал соотвтствующую медицинскую службу.
Лечение длилось около полугода. После лечения этот человек вразумился и стал сам рассказывать о том, что с ним произошло.
Знаю, что подобные случаи не редкость. Похожий случай произошел и в нашем храме... Слышал о подобных происшествиях и от других.
Очень хорошее сравнение для желающих вернуть Церковь к апостольским временам (и таким образом лишить Ее многовекового опыта) приводит один священник. Он сравнивает таких модернистов с людьми, которые очищают дерево от толстого слоя коры, покрывающей и защищающей его ствол. Докапываясь до сердцевины, они, таким образом, губят и уничтожают само дерево. Наши традиции, сложившиеся веками, возникли не на пустом месте - это кора, защищающая сердцевину древа Церкви. Чтобы сберечь дерево и дождаться его плодов, необходимо заботиться и о солнце, и о влаге, и о ветвях, и о коре.
 

 

Царства мира и слава их

В Римском требнике 1600 года есть молитва, в которой «добрый католик» обращается к Папе Римскому: «Ты еси пастырь овец, тебе Бог передал все царства мира…» Иначе говоря проводится мысль, что Господь, вручив Апостолу Петру царства мира (!) через него передал их и Римскому Папе как «преемнику» Апостола Петра. Но слова о вручении царств мира Петру Господь не произносил. Эти слова произнес сатана. Когда искушал Господа в пустыне: «Я дам Тебе все царства мира и славу их,… если, падши поклонишься мне». (Мф.8.9). Возникает вопрос: кто же Папа? И чей он наместник?
Папство – результат маловерия. Место невидимого Духа Божия они заняли видимой «главой» в лице Папы, чтобы подчиняться ему. В связи с этим, вспоминается Ветхий Завет, когда ветхий Израиль, утеряв, как ему казалось, связь с Моисеем, поднявшимся на Синайскую гору, а значит и с Богом, с которым беседовал Моисей, потребовал у Аарона изваять себе Золотого Тельца. Или во времена пророка Самуила поставить царя 2как у всех народов». По слову Хомякова: «Перед нами жалкая картина потери мистического понимания существа Церкви, упадка веры в Церковь».

О поминовении усопших и о связи наших миров

На днях подошла женщина, подавшая сколько-то дней назад вино за упокой одного Раба Божия и записочку. Рассказала, что тот, которого поминали, приснился своей дочери очень радостный, счастливый, одетый во что-то белое. Он перед смертью не смог Причаститься, но сам очень хотел придти в церковь когда поправится.
Умер раб Божий N. Отпевали. Похоронили. В один из нарочитых дней совершили небольшие поминки. Собрали 300 рублей на стол. После панихиды все сели помянуть. Потом разошлись. В это время приходит одна сослуживица умершего и говорит: «Какой мне странный сон приснился. Приходит ко мне умерший N  и просит, чтобы я разменяла ему триста рублей». Она ничего не знала о собранной сумме на поминки. Значит, жертва принята, и он с помощью этой милостыни расплатился за какие-то свои «долги»?

Октябрь 19.. года

Мучают и мучают многих вопросы: почему такое состояние страны? Почему власть такая? Отчего Господь попускает это? Встретил недавно в одной книге следующий рассказ. Один муж возопил к Богу после воцарения в Византии цареубийцы Фоки: «Для чего Господь попустил это?» Ответ Господа был таков: «Много я старался найти царя похуже, чтобы наказать народ за его своеволие, но не смог найти хуже Фоки. А ты впредь не искушай судеб Божиих».
Святой Иоанн Тобольский в «Илиотропионе» рассуждает: «Когда левиты несли Ковчег Завета, самого Ковчега они не видели. Его покрывали во Святое Святых священники одеждами и ставили на носилки, а левиты несли. Несли Святое Святых не видя, но чувствуя тяжесть на своих плечах. Подобно этому никто не должен исследовать судеб Божиих, достаточно предать себя в Волю Божию, не спрашивая: «Зачем то? Зачем другое?» Довольно для нас того, чтобы быть уверенными, что носимое нами бремя. Обвитое покрывалами неисследуемой Воли Божией, для нас – спасительно.

 

* * *

Декабрь 19.. года

Вчера ездил соборовать и Причащать на дому. Старенькая бабушка. Всю жизнь ходила в храм. Учительница. Ведет дневник и пишет стихи. Три года лежит со сломанной шейкой бедра. Тихая кроткая, безропотная. За это время ни разу не Причащалась. Пособоровал. Принял Исповедь. Причастил. Когда уходил, ее дочь передала мне рассказ матери о том, как над ней был суд. «Кто тебя судил?» – спросила у нее дочь. «Этого я тебе сказать не могу», – ответила ее мама, но добавила, что засудить ее не смогли.
В связи с этим вспомнился и другой случай. Освящал одну квартиру. У пожилой хозяйки несколько детей. Она – верующая, ходит в храм и Причащается. Один ее сын, умерший в детстве от удара молнии, приснился ей недавно и сказал: «Мама! Мама! С чем же ты ко мне придешь?» Она сокрушается. И человек она верующий. Страшно.
«Демоны горды и овладевают гордецами, -- поучал иг. Никон, -- значит надо нам смиряться. Демоны гневливы, значит надо нам приобретать кротость, чтобы они не овладели нами как своими по душе. Демоны злопамятны, немилосердны – значит нам надо скорее прощать и мириться с обидевшими, и быть во всем милостивыми. И так во всем! Надо подавлять в своей душе бесовские свойства, а насаждать ангельские. Которые указаны в Св. Евангелии. Если после смерти будет в душе нашей больше бесовского, то они овладеют нами. Если же мы еще здесь осознаем свои бесовские качества, будем просить в них прощения от Господа, и сами будем прощать, то Господь простит нам, уничтожит в нас все дурное и не даст в руки бесов. Если мы здесь не будем никого осуждать, то и Господь нас не осудит там. Так и во всем». 
 

Чтец Василий

28 февраля  19.. года

Сегодня был в … храме у о. N. Он рассказал, что в их храме скончался чтец Василий Степанович – человек всей душой преданный Церкви. Прошел войну и голод, большевистские издевательства. Умер он после сравнительно недолгой болезни. Человеком он был добрым, неустанным тружеником, а тут как-то внезапно ослаб, слег и к тому же ослеп. Днем он большей частью спал или дремал. Ночью бодрствовал. Но как! И телом и духом. Обращаясь к своей сестре, которая постоянно за ним ухаживала, требовал себе церковные книги Минеи, часослов, Октоих. Так как он был слеп, сестра давала ему любые попавшиеся под руку книги. И как только Василий Степанович брал их в руки, начинал править службу. Лежа пел и читал. Все по порядку. Иногда давал указания кому-то подать священнику кадило. (В комнате при этом были только он сам и сестра). Торопил, чтобы не опаздывали подать кадило вовремя. А сам все продолжал петь и читать. И так всю ночь. Мало того – так каждую ночь. Днем отдыхал, а, отдохнув, вновь правил службу. И надо думать, что он ее действительно видел и подлинно участвовал в ней.
В течение болезни его три раза причащали Святых Христовых Тайн. В последний раз – в родительскую субботу. Причащали все разные священники. Незадолго до кончины в один из дней его лицо изменилось и засияло каким-то светом. Сестра в испуге подошла к нему и спросила что с ним. Он не ответил. А потом рассказал, что приходила Царица Небесная и сказала «Василий! Потерпи еще немного!». И исчезла.
Через несколько дней от тихо отошел ко Господу. Отпевал его весь причт … храма. Примечательно и то, что отпевание было в Прощеное воскресенье. Все прихожане простились со своим чтецом и проводили его в путь всея земли. Царство ему Небесное. Тихий, маленький, благочестивый, почти никому незаметный человек… Царица небесная утешает… Еще, будучи на земле, служит Церкви Небесной. Наверно и о таких рабах Божиих говорил преподобный Серафим Саровский, когда свидетельствовал, что видел Русскую землю, от которой во множестве поднимались к небу, как дым от кадила, молитвы благочестивых людей.

 

*  *  *

Недавно вспомнил житие одного новомученика. Поразительно его житие. Прочитав о его жизни в самом начале своего священства, впечатление от него глубоко запало в сердце. Будучи еще молодым человеком, он женился и выбрал путь служения Богу в священном сане. Через некоторое время стало известно о тяжелой болезни его жены, к тому времени уже ожидавшей первенца. Врачи категорически запрещали рожать. Но молодые, усердно помолившись Богу, решили, что рожать нужно непременно, если Богу будет угодно, то Он дарует жизнь и ребеночку, и маме, а если нет, то да будет Воля - Всесвятейшего, Вселюбящего Бога. Месяцы ожиданий, молитв…
     Во время родов умерли и мама, и ребенок…
     Далее - монашество, священство, епископство. Наступили годы октябрьского переворота, гонения и расстрел. Жена, удостоившаяся мученического венца во время смерти при родах, муж, ставший епископом и также удостоившийся мученического венца, претерпевший смерть от большевиков.
     Вся эта история вспомнилась вновь совсем недавно, во время встречи с доктором N. Ежедневно он трудится в одной из клиник города, и порой, истории, происходящие там, заслуживают глубокого внимания и благоговения.
     Вот попадает в больницу женщина. Диагноз - как приговор - рак. Молодая, есть муж, ребенок. Когда она вышла замуж, у нее какое-то время не было детей, и вот, наконец, радость - ребеночек будет, но впереди еще много месяцев ожидания - радостного, но и трудного. И вдруг на очередном обследовании объявляют: "У Вас опухоль, рожать нельзя, нужно срочное хирургическое вмешательство, в противном случае, за период вынашивания ребенка опухоль может сильно вырасти, и последствия вполне предсказуемые и столь же печальные". И заключительный приговор: "Аборт и лечение, а возможно - и хирургическая операция в онкологическом отделении".
     Женщина выбирает жизнь ребенка. За то время, пока она вынашивала ребеночка, опухоль сильно прогрессировала, перерождаясь в злокачественную.
     Малыш благополучно появился в этот мир, а мамочка, проведя в больнице еще несколько месяцев (теперь уже только в другой), скончалась.
     Что это, как не мученичество?! Вот это вот рядом с нами и среди тех, о ком мы иногда даже мысли не допускаем, что они могут быть достойными людьми. Судим по внешнему; как разговаривают, в каких магазинах покупают, в каких "каретах" ездят. Истинно слово некоего древнего отца: "Если Господь сподобит нас Рая, мы удивимся двум вещам: во-первых, тому, что увидим там тех, кого никак не ожидали увидеть там, а во-вторых, тому, что не встретим там тех, кого ожидали встретить".

Один святой, рассуждая об аде и о вечных муках, говорил так: «Представь себе, что ты, понимающий и любящий Красоту, ценящий Истину, стремящийся к Свету, все-таки осужден за свои грехи и оказываешься в обществе самых низких, грубых, извращенных грехом людей. И они будут над тобой не просто насмехаться, но будут самым ужаснейшим образом издеваться, глумиться, с целью лишить, в конце концов, тебя и жизни, но, не имея возможности отнять ее у тебя, будут толкать тебя на это самого. Но и ты этого не сможешь сделать. И продолжаться это будет ни день, ни неделю, не год, а — вечность».

  

 * * *

     Одно время я посещал заключенных в одной из тюрем. Бывать там, конечно же, было тяжело. Дух и атмосфера — прямо противоположные храмовым. Всегда вспоминались слова одного святого, который, рассуждая об аде и о вечных муках, говорил так: «Представь себе, что ты, понимающий и любящий Красоту, ценящий Истину, стремящийся к Свету, все-таки осужден за свои грехи и оказываешься в обществе самых низких, грубых, извращенных грехом людей. И они будут над тобой не просто насмехаться, но будут самым ужаснейшим образом издеваться, глумиться, с целью лишить, в конце концов, тебя и жизни, но, не имея возможности отнять ее у тебя, будут толкать тебя на это самого. Но и ты этого не сможешь сделать. И продолжаться это будет ни день, ни неделю, не год, а — вечность».

   Когда я приходил туда невольно вспоминал эти слова. Конечно же, я не в коем случае не хочу сказать, что там находятся только опустившиеся люди. Ни в коем случае. Но концентрация зла там ощущается всем существом.

  Однако многие, находившиеся в заключении, искренне исповедовались, крестились, просили молитв. Многие приходили к вере. Вынужденно находясь в бездействии, годами сидя на одной и той же койке, смотря на одну и ту же лампочку, и читая Священное Писание, заключенные осознавали и свои грехи, чувствовали и раскаяние, и многие становились христианами.

   Исповеди, которые приходилось принимать в тюрьме, часто ужасали, и столь же часто приводили и меня и исповедовавшихся к искренней благодарности Богу за Его любовь к падшему Своему созданию.

   Архимандрит Иоанн Крестьянкин в одной из своих проповедей говорил о том, что когда человек находится на грани вечной гибели, Господь в последний раз оказывает какое-то сильнейшее воздействие на него. Иногда через вразумление, иногда и через чудо, лишь бы человек не погиб для Бога и вечной жизни. А как к этому человек отнесется, зависит от самого человека. Если отвергнет помощь Божию и пойдет своим путем — гибель. Пример такого воздействия я встретил в рассказе одного заключенного о себе. Он говорил о своем обращении к Богу совершенно искренне — с радостной благодарностью и решительностью жить по-христиански. А произошло следующее. Он находился в заключении на зоне. Вместе с несколькими друзьями они решили бежать. Каждый день их выводили с территории зоны для работ на лесоповале. И они договорились бежать по дороге с работы. Приближался назначенный день и, естественно, тревога все сильнее охватывала его. Наступила последняя ночь перед побегом. Этой-то ночью и произошло то, что перевернуло его жизнь. Во сне ему явился Христос. Он подошел к заключенному с Ликом, исполненным любви и сострадания. Наклонился к пораженному заключенному и обнял его. Что больше всего поражало — это необыкновенная, всеохватывающая, бесконечная любовь, исходившая от Спасителя.

   Когда рассказчик проснулся, это чувство сверхъестественной любви к нему Господа Иисуса Христа, Который вот только что был здесь в камере, все еще согревало его. И тут же пришло решение — «бежать нельзя!» Это было твердое решение, родившееся после явления Господа и Спасителя Иисуса Христа. Православные христиане должны относиться к снам с большой осторожностью, т.к. велика опасность прельщения от бесов. По слову прп. Иоанна Лествичника сны бывают от Бога, от плоти и от дьявола. От Бога — в редчайших случаях и снятся они чаще всего святым людям, но иногда и для вразумления грешника (как в данном случае). Бывают сны от плоти, когда ум продолжает переживать прожитый день или события, то, что наполняло его во время бодрствования. Сны от дьявола имею цель испугать, или ввести в смущение, или обольстить какой-либо ложью. Сны от дьявола познаются по страху, смущению, испугу, оставшихся после сна. Но не всегда человек может правильно распознать их. Поэтому обычное правило того, как относится к особенным снам, содержится в следующем высказывании святых афонских подвижников: «Не доверять и не отвергать». Дать правильную оценку может тот, у кого есть «дар различения духов».

   «Но как это осуществить?», — думал заключенный. В случае отказа от побега месть со стороны дружков неминуема. Наступил день. Выехали на лесоповал. Когда уже приступили к работе, осенила мысль: «Надо показать, что сорвал спину». Закричал, упал. К нему подошли и спросили: «Что случилось?». Ответил, что сорвал спину. Его подняли и отвезли в лазарет. А дружки при возвращении пытались бежать. И все были застрелены охраной, ни один не спасся. Рассказчик не побежал и один остался жив. Таков Промысел Божий над ним. Видимо в его сердце была еще искорка, свидетельствующая, что не все потеряно в этом человеке. И Господь спас его. И как бы теперь ни носила жизнь этого раба Божия, я думаю, что память о том знаменательном событии всегда будет с ним, напоминая о бесконечной, всепокрывающей любви Божией.

   Этот пример — яркий, четкий. Но сколько подобных посещений совершается в мире? Господь жив. Его Промысел действует в жизни каждого человека, поэтому все мы должны осознать: «Господь пришел в этот мир ради меня. Пришел, для того, чтобы изменить, преобразить меня, не только дать возможность ощутить присутствие Бога, но, чтобы из меня, полуживотного, получеловека, изгнать и вычистить всю духовную и нравственную грязь, восстановив полноценного человека, а затем — возвести на такую высоту, о которой пророк Давид сказал: «Малым чем умален от ангелов», т.е. до высоты обожения. Утешительно слышать о такой любви и горько от того, что, все зная и понимая, мы все равно топчемся на месте и никак не отвечаем на призыв Божий. Один святой сказал: «Когда мы будем на Страшном Суде Божием, что очень удивимся, не увидев в Раю Божием того, кого думали увидеть и, не увидев тех, кого не думали увидеть там. Это сказано, конечно, не о святых, о которых свидетельствует Церковь, а об обычных людях. О нас с вами.