Житие и труды Святителя Димитрия Ростовского

Блаженная кончина святителя Димитрия

Блаженная кончина святителя Димитрия

В октябре 1709 года Царица Прасковья Феодоровна отправилась из Москвы в Ярославль на поклонение Иконе Толгской Божией Матери. Но так как за распутицей добраться до Ярославля было трудно,, то повелено было Святую Чудотворную Икону принести в Ростов. Святитель позвал к себе своего казначея Филарета и между прочими приказаниями сказал ему: «Се грядут в Ростов две гостьи: Царица Небесная и царица земная; только я видеть их здесь уже не сподоблюся, а к принятию их надлежит готовым быти тебе Казначею». — Так Святителю свыше дано было от Господа предуведать свою кончину.
Дня за три до своего преставления Святитель стал изнемогать и очень кашлять. В день своего тезоименитства, 26 октября, в день памяти Св. Великомученика Димитрия, он еще мог совершить литургию в Соборном храме, но поучения своего сам произнести оказался не в силах и поручил прочитать его по тетради одному из певчих. Это была последняя литургия, совершенная Святителем. Во время трапезы в Белой Палате Он сидел за столом с бывшими у него гостями, но с большим принуждением. 27 октября по усиленной просьбе присылавшей дважды своего дворецкого монахини Варсонофии Козинской, своей постриженницы и почитательницы, бывшей кормилицы и воспитательницы Царевича Алексея Петровича, Святитель посетил ее, но возвратился уже поддерживаемый служителями. Телесные силы Святителя быстро упадали.
В последнем письме своей жизни к старому своему другу Феологу он писал того же 27 числа: «Вопрошавши мене, возлюбленне, о моем здравии; поистине возвещаю ти, яко немоществую: прежде бывало мое здравие пополам: полуздравь и полунедужен. А ныне недугование превозмогает, и едва третия доля здравия остается, обаче будто мужаюся и движуся о Господе моем, в Его же руку живот мой; дела ныне никакого не делаю: до чего не примусь, все из рук падет; дни мне стали темны, очи мало видят: в нощи свет свещеный мало способствует; паче же вредит, егда долго в письмо смотрюся, а недугование заставляет лежать да стонать. В таковом моем нездравом здравии не вем, что чаяти, живот или смерть, — в том воля Господня да будет. На смерть не готов, обаче по воле и по велению Господню должен готов быти. Силен же есть Владыка мой еще укрепити мою немощь...». Вечером 27 октября Святитель приказал позвать певчих и заставил их петь некоторые из сочиненных им самим духовных песнопений: «Иисусе мой прелюбезный»; «Надежду мою в Бозе полагаю»; ,«Ты мой Бог, Иисусе, Ты моя радосте»— По окончании пения отпустив всех певчих и оставив одного «любимаго певчаго и усерднейшаго Ему помощника в трудах» — писаря бельца Савву Яковлева, Святитель беседовал с ним, рассказывая о своей жизни, как он провел её в юности и совершенном возрасте, как молился Господу Богу, Пречистой Бого¬матери и всем святым угодникам Божиим, и в заключение сказал ему: «И вы, дети, молитесь также». — а потом прибавил; «Время и тебе, чадо, идти в дом свой». Когда певчий принял благословение, Святитель, провожая его, поклонился ему едва ли не до земли, благодаря за труды в переписывании сочинений. Пораженный таким смирением Владыки, юноша воскликнул: «Мне ли, последнейшему твоему рабу, Владыко Святый. ты так поклоняешься?!» — Но Святитель снова кротко повторил: «Благодарю тебя, чадо», — юноша в слезах пошел домой.
Отпустив всех своих служителей, Святитель затворился для молитвы в особой келий, и когда утром 28 октября 1709 года вошли в неё, то нашли Его уже почившим на коленях в молитве. По облачении во все Святительские одежды тело почившего Архипастыря положено было в гроб и в тот же день вынесено в церковь Спаса Всемилостивого, что близ Архиерейских келий на сенях. Прибывшая в тот же день в Ростов для поклонения Толгской Иконе Божией Матери царица Параскева Феодоровна с царевнами Екатериной, Параскевой и Анной Ивановнами со скорбию узнала о преставлениии Святителя  и в Ее присутствии совершена была над телом новопреставленного Святителя первая соборная панихида, а 30 числа октября, согласно её желанию, тело Святителя было торжественно перенесено из Спасской домовой церкви в Соборный Успенский храм. После совершенной здесь второй панихиды в Её присутствии царица с царевнами отбыли обратно в Москву.
По получении в Москве в монастырском приказе духовной грамоты Святителя, собственноручно им написанной 4 апреля 1707 года, исполнено было согласие Его желанию и прошению. Прислан был в Ростов указ, чтобы тело Святителя, по Его назначению и указанию, погребено было в Яковлевском монастыре, в Зачатиевской церкви, у стены — в юго-западном углу храма.
В ноябре для совершения погребения тела своего почившего друга прибыл в Ростов Преосвященный Стефан Яворский, Митрополит Рязанский и местоблюститель Патриаршего престола. Много плакав над телом своего возлюбленного собрата, он приказал эконому Архиерейского Дома Филарету приготовить все нужное для погребения Святи¬теля в Яковлевском монастыре.
В  назначенный для  noгребения день 25 ноября  после литургии,
соборне совершенной Преосвященным Стефаном в Ростовском Успенском Соборе, и по совершении надгробного пения над телом почившего Святителя последовало торжественное перенесение его при участии всего городского духовенства и многих иногородних и сельских священнослужителей в сопровождении многочисленных жителей гор. Рос¬това и приезжих из иных мест — в Яковлевскии монастырь и предано земле на избранном самим Святителем месте. Свое надгробное слово, которым почтил Митрополит Стефан Яворский своего почившего друга, заключил восклицанием: «Свят Димитрий. Свят!».
Имя Святителя Димитрия славилось по всей России в Его творениях, и Господу угодно было прославить Своего подвижника, ревнителя и учителя православия и вышеземною славою. 21 сентября 1752 года по случаю переделки церковного пола над местом погребения Святителя обретены нетленными Его честные мощи. Начали совершаться чудеса, молва о которых дошла до Императрицы Елисаветы Петровны. Послана была от Св. Синода Комиссия для собрания сведений на месте о совершившихся чудесах. В конце своего донесения Св. Синоду Митрополит Арсений писал. «По моему же признанию, не мало и то чудо имеется, что через толикое время тело Преосвященнаго Димитрия, в земли и грязи лежащее, само в конец не истлело, и облачение в прах не обратились. И такового чуда за чудо не признавать опасность есть моей совести, дабы не богоборствовать».
1 апреля 1757 года нетленное тело Святителя Димитрия, по множе¬ству «бывших от онаго чудес и исцелений признано святыми мощами»; установлено праздновать обретение мощей 21 сентября; велено составить службу и разосланы о сем указы апреля, 22 дня.

Протоиерей Николай Тихвинский.