Воскресная школа

Архив событий

2010 год

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

 

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь
Паломничество воскресной школы храма святителя Димитрия Ростовского в Очаково
 
С кем бы не заходил разговор относительно Псково-Печерского монастыря, все сходились в одном: "Тебе там понравится". "Посмотрим" - думал я. И вот мы уже в поезде. Вагон оказался на редкость чистым и уютным. Под разговоры о предстоящем паломничестве тронулись и понеслись на северо-запад, предвкушая встречу со святыней. Думаю, что волновался не только я, хотя это не помешало как следует выспаться.
Псковщина встретила туманом и сугробами за окном. Уже в черте города увидели самую настоящую рыжую лису. Здесь все не так, как в Москве, все чище: и воздух, и снег на дорогах. Выгрузились. Пересели в холодный ЛиАЗ и поползли в Печоры. Печоры находятся километрах в пятидесяти от Пскова. Практически весь автобус был занят детьми из нашей Воскресной школы, их родителями и учителями. Как только выехали за город, открылись зимние просторы, изрезанные перелесками и покрытые лесом. К этому времени запоздалое солнышко уже рассеяло робкий зимний туман, и нам заулыбалось чудное морозное утро. Только добрались до Печор, настигла SMS-ка: "Билайн приветствует вас в Эстонии. Счастливого роуминга". Граница рядом: в четырех километрах.
По приезде в этот небольшой, похожий на деревню (не везде, конечно) городок, нам пришлось разделиться на две группы, поскольку в одну гостиницу все мы не помещались. Наша группа устроилась в перестроенном под гостиницу обыкновенном деревенском доме. Номера на пять-шесть человек, кухня, теплые удобства, отсутствие телевизора, чистота ... Что еще требуется паломнику?! Разместились, немного отдохнули с дороги и пошли в монастырь.
Так всегда бывает, что представления, составленные по фотографиям, фильмам и рассказам очевидцев все-таки разнятся с увиденным при непосредственной встрече. Так получилось и в этот раз. Я много раз видел Псково-Печерский монастырь в кино и на фото, но наконец-то приехал и увидел все сам. Мне говорили, что монастырь как игрушечка, ухоженный и красивый, говорили, что там особый дух, благодать Божия, старческое преемство ... Но пока не побываешь сам, не почувствуешь. Впрочем, это можно отнести к любому святому месту. Действительно, монастырь очень красивый. Расположен он в овраге между двух больших холмов и обнесен могучими стенами. Это оправдано исторически. Приграничная земля часто подвергалась набегам врагов, опустошению и разорению. Этой участи не избежал и Псково-Печерский монастырь. Но с возведением мощных стен, набеги стали менее опасны. Да и сейчас с монастырских стен и башен видно границу с Эстонией. Теперь это чужая земля.
Мы подали записки, полюбовались видом со смотровой площадки, сподобились даже попасть на монастырскую трапезу, и, наконец, настал самый волнующий момент нашего паломничества: пожилой монах повел очаковских паломников в Богом зданные пещеры. Пещеры - это нечто удивительное, и чувствуешь себя в них по-особенному. Раньше в этих пещерах подвизались монахи. Существует предание, что они пришли из Киево-Печерской Лавры, после разорения Киева монголо-татарами. Но жили тайно, не открывая себя никому. В народе это место называли святым, потому что звероловы и лесорубы часто слышали в лесу духовное пение, и думали, что поют Ангелы. Но Господь пожелал открыть это место людям для духовной пользы. Один из лесорубов свалил в лесу дерево, которое потянуло за собой следующее, образовался древопад, после которого открылись Богом зданные пещеры. На срезе семи пещерных улиц был пристроен Успенский храм. Недаром монастырь называется Свято-Успенским. В этом храме находится главная святыня монастыря икона Успения Богородицы. Здесь же в раке почивают мощи преподобномученика Корнилия Печерского.
При входе в пещеры раки с мощами преподобных, а по входе - множество захоронений. Теперь там уже никто не подвизается, монахи живут в монастыре. А в пещерах только хоронят усопших. Здесь насчитывается около 12 - 13 тысяч захоронений. Есть родственники Пушкина, Кутузова, Мусорского. Раньше хоронили всех. Но последнее время погребают только монашествующих. Бывают, правда, исключения. Например, не так давно похоронили офицера, погибшего в Чечне. Ходит слух, что пытались похоронить и жертвователя много тратившего средств на святую обитель, но по пещерам пошел смрад, пришлось перезахоронить. Стоит заметить, что, не смотря на обилие захоронений, в пещерах не чувствуется никакого запаха тления. Гробы просто ставят друг на друга. Нижние, а значит более старые, естественным образом разлагаются, давая место для новых. В пещерах похоронен и недавно почивший в Бозе старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Люди ездили к нему со всей России, да и не только ... Приезжают и теперь, но уже на могилку.
Чтобы ходить по пещерам, при входе необходимо зажечь свечу, иначе ничего не увидишь. Но и без проводника ходить тоже не стоит, легко заблудиться. Пещеры эти песчаные. Над головой песок белый, под ногами - мягкий. Нам рассказывали, как один геолог, войдя в пещеры, сразу попросил его вывести, потому что знания подсказывали ему, что такого не может быть. А если это есть, то непременно все должно обвалиться. Видимо это уже на подсознании. Но чудо есть чудо. Пещеры существуют в течение многих веков, свидетельствуя о благодати Божией. Их никто не изменял и не улучшал. Они такие как в древности. Расширили только одно место для небольшого храма, где и проходят службы.
После пещер мы побывали в Сретенском храме, немного отдохнули в гостинице и пошли к воскресной всенощной. Всенощная была длинной. Монахи молятся долго, умилительно, не спеша; осознавая важность происходящего. Стихиры поют с канонархом. На четвертую неделю Великого поста пришлась память в честь иконы Божией Матери "Державная". Поэтому после первой кафизмы монашестующие вышли читать акафист Богородице. Это не было для меня новостью, знал по рассказам. Но для многих явилось неожиданностью. Удивительно, что все архимандриты, иеромонахи и иеродиаконы были в обычном для этого времени феолетовом облачении, а наместник, предстоящий перед "Державной" иконой - в голубом.
Усталые, но одухотворенные возвращались мы по темным заснеженным улицам в гостиницу. Лаяли потревоженные деревенские собаки, потрескивал под ногами ледок, сковавший растопленные мартовским солнцем лужи. Первый день паломничества подходил к концу.
 
Продолжение следует.
фото А. Сафонова