Жизнь по вере

Об образе Божием в человеке

 

Об образе Божием в человеке
 
Каковы современные иконоборецы?
 
24 октября (11 окт. Ст.ст.) мы вспоминаем память святых отцев VII Вселенского собора. В VIII столетии император Лев Исавр воздвиг гонение на святые  иконы, которое продолжилось и при его сыне, и внуке. В 787 году против этой иконоборческой ереси царицей Ириной созван был Седьмой Вселенский Собор в г. Никее, на который явились 367 отцов. Иконоборцы отрицали почитание земной святости Матери Божией и святых Божиих угодников и обвиняли православных в идолопоклонстве. Седьмой Собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности и через Богослужение и икону Божественное откровение становится достоянием верующих.
Из догмата об иконопочитании трехсот шестидесяти семи святых отцов Седьмого Вселенского Собора в Никее:
Будем хранить без нововведений всё, писанием или без писания установленное для нас Церковное предание, одно из которых согласно Евангельской проповеди – есть икона, и служащая нам к удостоверению истинного воплощения Бога Слова. Подобно тому, как одно на другое указывает, несомненно, одно другим уясняются. Следуя Богоглаголивому учению Святых Отцов наших и преданию Кафолической Церкви, со всякой достоверностью и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста*, помещать в святых Божиих церквях, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных каменьев (мозаики – прим. авт.) и из другого подходящего к тому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочной Владычицы нашей святой Богородицы, также и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Часто взирающие на изображение на иконе видимое, возгораются любовью к первообразу, и чествуют его лобзанием и почтительно поклоняются не богопоклонением, которое подобает одному лишь Божескому естеству, но почитают подобно тому, как воздается честь изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей. Ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу, и кланяющийся иконе кланяется изображенному на ней. Таково учение Святых Отцов наших, оно же есть предание Кафолической Церкви, от конца до конца земли принявшей Евангелие. (*Иконоборцы признавали изображение Креста Господня)
Святые отцы VII Вселенского собора защитили святую икону, и многие из бывших гонителей раскаялись, вернувшись в лоно Православной Церкви. Каков же вид современного иконоборца? Во-первых, сейчас нас уже явно пытаются выгнать из наших храмов, открыто призывают к борьбе со святыми иконами, предлагают нам завешивать иконы полотнищами и допускать в православный храм иноверцев. Но если это предложение нельзя воспринять иначе, как бред сумасшедшего, то современный иконоборец – личность куда более изощрённая. Он может быть крещёным, периодически посещает храм, видимым образом почитает святыни, лобызает иконы, возжигает перед иконами свечи и даже воскуряет фимиам, однако по сути своей он недалеко ушёл от иконоборцев древних, осуждённых Церковью. Современный иконоборец хуже иконоборцев VIII века! Те, почитая себя православными, усматривали в иконопочитании идолопоклонство, они, ошибаясь в главном, не понимая сути иконы, они гнали её, ревностно отстаивая свои убеждения. Современные гонители икон, порой даже считающие себя православными, повторяют все дела гонителей VIII века, пытаясь уничтожить всякий образ Божий на земле.
По образу Божию был создан человек, каждый из нас несет на себе этот образ уже в утробе матери. Эта живая икона Творца освящается таинствами Крещения, Миропомазания и вводится в дом Господень, делаясь частью Церкви Христовой. Попытки надругаться и осквернить этот образ превосходят деяния древних иконоборцев многократно, этот образ поносится такими словами, которые в VIII веке человеку даже в голову не пришли бы, он уничтожается такими способами, о которых древние даже помыслить не могли. Его пытаются сжечь клубами табачного дыма и прочего дурмана, его пытаются утопить в потоках спирта. Современный иконоборец глумится над этим образом, раскрашивая его во все цвета радуги и протыкая его, где только представится возможность, окунает его в нечистоты таких грехов, которые разве что древним язычникам свойственны.
Иконоборцы отвергали иконы, боясь впасть в идолослужение, современные иконоборцы, видимым образом почитая иконы, из главного образа Божия творят нам кумира. Древний Израиль, в ожидании возвращения Моисея с горы Синайской, сделал себе золотого тельца, ложно пытаясь в золотой статуе увидеть Бога, выведшего свой народ из рабства. Современные иконоборцы, имеющие всю полноту богооткровения, пытаются сделать из образа Божия тельца упитанного и заставляют нас кланяться этому идолу как божеству. Вместо того чтобы возносить Владыке вселенной молитвы в храме Божием, научают, что мы сами владыки мира. Наш дом превращают в Римский театр, наполняя его кровавыми бойнями и глумлением над самым дорогим. Нас призывают усладиться непотребными пениями и нечестивыми плясками, коими так богата современная индустрия развлечений, наполняя наши уста разными мерзостями и хулами на Создателя.
Пророк Илия, живым взятый на небо, своими руками заколол 300 служителей Ваала. Как встретит он народ, менее чем за 100 лет истребивший 300 МИЛЛИОНОВ собственных детей?! 300’000’000 – это в 12 раз больше, чем погибло в Великой Отечественной Войне 1941-45гг. Древние иконоборцы боялись впасть в идолопоклонство, а современные иконоборцы пытаются убить в нас образ Божий и превратить человека в нового Ваала, принося ему эту страшную жертву. Они убивают миллионы детей, уподобиться которым нас призывает в Евангелии Спаситель. Древние вааловы жрецы метали младенцев в пылающую огнём утробу медного истукана, современные иконоборцы приносят свои кровавые жертвы прямо в утробе матери. Что за подобные жертвоприношения сделает со жрецами «нового ваала» пророк Илия, когда, предваряя Второе Страшное Пришествие Спасителя, второй раз придёт на землю?! Какой «награды» ждать миру, приносящему подобные приношения современному кумиру?!
Подобно древним иконоборцам, современные иконоборцы пытаются уничтожить не одну, а все иконы Создателя, дарованные нам. Покусившись на образ Божий в человеке, они поднимают руку на священный образ Союза Христа и Церкви. Эта тайна, запечатлённая в православной семье, претерпевает сейчас такие надругательства, каких не знает история за всё время существования супружества. Они придают образу семьи такие формы, на которые не то что смотреть, помыслить тошно. Они рубят, разрывают семью на части, всячески пытаются уничтожить её, они хотят вырывать из семьи детей (ювенальная юстиция) и, подобно древним спартанцам, всячески пытаются убивать наших состарившихся и ослабевших родителей (эвтаназия), и, что самое страшное, у них это уже получается.
Из деяний VII Вселенского собора, а также из опыта всей Церковной истории можно почерпнуть указания, как поступать с вверенными нам неписаными образами. Освящая себя молитвой, очищая мысли и уста от всякой скверны, отметая всякий грех, Господь призывает нас стремиться к чистой жизни по заповедям, наполнить вверенный нам сосуд подходящим содержанием, участвуя в таинствах Церкви, самим соделаться частью Церкви, которая есть – Тело Христово. Мы созданы и предназначены для того, чтобы занять достойное место в стенах Церкви, сначала земной, а потом и Небесной. Мы куплены дорогой ценой. За нас на Кресте пролилась Святая Кровь Христа Спасителя. Святые отцы собора вынесли своё суждение в отношении иконоборцев VIII века, какой ответ иконоборцам нашего времени дадим мы?! Если мы будем закрывать глаза на дела современных иконоборцев – мы погибнем, и в веке будущем нас будет ждать участь древних нераскаянных иконоборцев, отвергнувшихся от Церкви в жизни земной, и отвергнутых Богом в жизни вечной, обрекших себя на вечную погибель и адские мучения.
История деяний VII Вселенского собора ярко показывает нам, как верно распорядиться вверенным нам сокровищем, этими двумя образами, над которыми пытаются надругаться современные иконоборцы. Первыми защитниками святых икон в VIII веке стали монашествующие. Трудами и подвигами уподобившись Христу, ценой собственных жизней и страданий они отстояли святые иконы тогда, и сейчас продолжают являть нам пример достойный пример истинного иконопочитания. Как через икону ум человека должен возноситься к Богу, так и через созданные Самим Творцом образы мы можем отчасти прикоснуться к божественной реальности. Через эти два образа: сам человек и чистый брак, – раскрывается замысел Божий о человеке и о Церкви. Первый образ особенно ярко нам раскрывается в монашеском делании, где человек всего себя посвящает на служение Богу, все свои силы прилагает к тому, чтобы очистить в себе образ Божий и уподобиться Творцу. Проникая в замысел Творца о православном браке, человек может прикоснуться к тайнам домостроительства Божия и взаимоотношений Бога и Человека.
Каждый из нас призван не просто очистить образ Божий в себе, но уподобиться Создателю. Пути аскетического подвига и супружеской жизни, являющейся символом союза Христа и Церкви, это лишь примеры, дающие каждому христианину возможность понять, чего ждет от каждого из нас Господь. Вот те иконы, на защиту которых нас призывает встать сегодня Святая Церковь, и если будем молчать и бездействовать мы, то, по словам Спасителя, «камни возопиют» и скорее вопль этот будет уже об отмщении. Начинать нужно с самих себя, с помощью Божией не только очистить в себе Его образ, но и уподобиться Ему, а также, испрашивая благодатной помощи святых отец седьмого Вселенского Собора, всеми силами встать на защиту православной семьи, чего всем нам и себе самому желаю!
Петр Якимов
.