Воскресная школа

Педагогическая копилка

О молитве

О молитве

Мы продолжаем изучать Нагорную проповедь Господа Иисуса Христа и сегодняшний урок будет посвящён учению Спасителя о молитве. Начнём с вопроса, что есть такое – молитва Богу? В молитве мы обращаемся с просьбой, возносим благодарность и воздаём хвалу Творцу. Молитва – это наше обращение к Создателю, беседа с Богом, в молитве Бог слушает нас и в то же время говорит с нами. Господь Иисус Христос Сам даёт нам молитву, с которой должно обращаться к Богу: «Отче наш, сущий на небесах! Да святится Имя Твое; Да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство, и сила и слава во веки. Аминь» (Мф. 6.9-13). Молитву Господню многие святые Отцы называют кратким Евангелием, в ней кратко сокрыто всё учение Спасителя.
Молитва начинается с обращения: «Отче наш, сущий на небесах!». Мы говорим «Отче», не Владыко, не Господи, не Творче, но называем Бога своим Отцом. Единородный Сын Божий Иисус Христос позволяет Своего Отца и людям дерзновенно именовать Отцом. В Адаме всё человечество от Бога отпало, а во Христе люди делаются вновь детьми Божиими. Бог через Христа усыновляет себе человека. Одновременно этими словами мы выражаем Ему сыновнюю покорность, не забывая, что Он наш Создатель, Господин и Владыка, и в других наших молитвах мы всегда об этом вспоминаем. Мы молимся Богу, сущему на небесах, то есть всегда существующему, даже когда не было ничего, даже времени, Бог уже был, сейчас есть и всегда будет. О каких небесах идёт речь? Слишком примитивно думать, будто только на том небе или на облаках, которые мы видим из окна. В Великий Пяток, вспоминая страдания Христа, Церковь воспевает такие слова: «Днесь висит на древе, на водах землю повесивший…, Царь ангелов…, покрывающий небо облаками…». То есть в первую очередь Господь правит над миром ангелов: («Вначале сотворил бог небо…» – мир ангельский). Мир ангелов скрыт от глаз людей как бы облачной пеленой на глазах подобно тому, как обычное небо покрывается тучами. Земля, на которой мы живём – это также часть вселенной, часть небес Божиих. «Сущий на небесах», то есть присутствующий одновременно во всей вселенной, царящий над всеми ангелами, незримо присутствующий даже в этом классе, видящий каждое наше помышление и всё наше устройство до последней клеточки. Бога, дарующего всей вселенной жизнь, нам позволено называть Отцом.
 «Да святится имя Твое» – почему мы просим Бога, чтобы Имя Его всегда было свято? Господь был, есть и будет Свят, всегда и везде, Его прославляет вся вселенная и воспевает мир ангельский, но есть одно место, куда Бог без спроса войти не может. Человеку дана свободная воля, и Бог не может насильно заставить прославлять и любить Себя. Господь ждёт, когда человек сам откроет своё сердце: «се стою при дверях и стучу». Этими словами мы просим, чтобы Имя Божие прославлялось всегда по всей вселенной, а в первую очередь, нами самими в наших сердцах.
«Да придет Царствие твое», – Господь правит всем миром, какого Царства мы просим этими словами? Грехопадением вошла в мир смерть и разрушение, «вся тварь стенает и мучится доныне», но мы верим, что грядёт второе пришествие в мир Спасителя, вся вселенная обновится, исчезнет смерть и страдание, и мы ждём этого второго пришествия, чтобы прекратились наши страдания от грехов и мучения всей природы. Если человек добровольно не признаёт Бога над собой Царём, дарующего свободу и жизнь, человека порабощает грех, сковывает его кандалами страстей, грешник становится подобен живому трупу. Бог – единственный в мире Правитель, Который делает Своих подданных их по-настоящему свободными, Он усыновляет их Себе, и даёт им власть над всем миром. Чтобы иметь такую честь, человеку необходимо много трудиться над собой, и Господь готов помочь в каждое мгновение, в каждую секунду, терпеливо ожидая обращения последнего грешника. Мы, сознавая собственное недостоинство, смиренно просим Бога, чтобы Он воцарился и в нашем сердце, сделал наше сердце частью Своего Царства и не оставил нас в рабстве греха и сатаны.
«Да будет воля Твоя и на земле, как на небе», – неужели где-то не исполняется воля Божия? Вся вселенная устроена и движется по законам Создателя, ангелы радостно исполняют Его волю, святости люди достигают, следуя воле Божией, и лишь здесь на земле воля Бога попирается. Бог – Царь и Владыка вселенной, но не все люди хотят признавать Его владычество. Грех – есть нарушение воли Творца, прося об исполнении Его воли, мы просим очистить землю от греха, а в первую очередь наше сердце, прилепляющееся к земному, стремящееся ко греху и упивающееся грехом. Господь – как любящий Отец, до последнего мгновения ждёт от каждого человека возвращения. Он может дать человеку всё, и всё отнять: «без Меня не можете творить ничего», и даже волю Божию мы не можем исполнять без помощи Божией. Зато в наших силах обращаться к Богу, и мы просим Его воцариться в нашем сердце, очистить нас от греха, желаем прославлять Его Имя и исполнять Его волю подобно ангелам.
Господь уже дал нам возможность стать частью Его Царства, Он послал Сына Своего Единородного, взявшего на Себя все грехи мира и основавшего на земле Святую Церковь. Господь любит каждого человека, и этими словами, уподобляясь Создателю, мы проявляем свою любовь к ближним и просим Его, чтобы как можно большее число людей стало членами Его земного Царства – Церкви. «Хлеб наш насущный дай нам на каждый день», – просим мы Создателя об удовлетворении всех наших нужд в пище, жилище, одежде, но не только. Душа также нуждается в духовной пище, и мы просим, чтобы каждый день наша душа могла питаться молитвенным общением с Создателем. Главной пищей каждого христианина является Тело и Кровь Христовы, и мы обращаемся к Богу о возможности приобщаться Святых Тайн до последнего нашего вздоха. Каждый день мы предаём Бога своими грехами, и при этом дерзновенно просим питать нас каждый день давать нам кров, тепло и одежду, а главное – не вычёркивать нас из числа членов Церкви.
«И оставь нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим». Какие долги мы имеем перед Богом? Бог совершенно безвозмездно даровал нам жизнь, а мы прогневляем Его своими грехами, «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5.45). Не исполняя волю Божию, человек совершает грех. Грехи всего человечества Он взял на Себя по любви к человеку, и готов простить совершенно безвозмездно их все до единого при одном условии: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5.44-45). Мы просим Господа простить нам наши грехи так же, как и мы прощаем все обиды. В этих словах одновременно сокрыта и наша просьба о прощении, и обещание прощать все обиды и неправды со стороны окружающих.
«И не введи нас во искушение»,– искушения попускаются человеку для выявления его греховных наклонностей. Сталь закаляется, проходя через огонь, меч становится острым после длительной обработки о точильный камень, так и человек укрепляется в вере и добродетели, проходя через пламя искушений. Иов Многострадальный претерпел много и был искушаем даже собственными друзьями, но не изрёк хулы на Создателя. Мы, осознавая свою слабость и беспомощность, просим у Бога избавления от искушений, дабы даже в наших страданиях и лишениях всегда оставаться верными Богу и воздавать Ему славу.
«Но избавь нас от лукавого», – просим мы избавления от всего злого, что может принести нам вред, от греха и в первую очередь от отца зла и лжи – сатаны. Диавол по попущению Бога нас искушает, а мы, дабы нам не впасть в грех и не попасть во власть сатаны, просим у Бога избавления от лукавого, потому что Богу принадлежит власть над всем миром: «ибо Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь». Господь есть источник силы и славы, Ему принадлежит и Им управляется весь мир. Только с Божией помощью мы можем молиться и просить об исполнении наших нужд. Господь по Своему милосердию нас вновь делает Своими детьми, даёт нам возможность именовать Бога Отцом и влагает в наши уста слова, с которыми позволено к Нему обращаться.
Бог не только слышит, но и вознаграждает любое молитвенное обращение и учит нас тому, как должно возносить Богу молитву: «когда молишься, не будь как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаться, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6.5-6). Господь запрещает этими словами молитву с другими людьми в храме? Конечно же, нет! Он указывает на внутреннее расположение человека во время молитвы, предупреждает от тщеславия и хвастовства, дабы не было в нашей молитве лицемерия или показного благочестия. Какой прок человеку от похвалы окружающих за неугодную Богу молитву, если главное назначение молитвы не будет достигнуто? Обращаясь к Богу в молитве, нужно затворить свой ум и сердце от окружающих людей и обратить их к Богу, Который, видя наше должное расположение и настрой, даст нам плоды молитвы явно.
Какими плодами Господь вознаграждает молящегося? Главный плод молитвы, который может получить человек, это благодать Святого Духа. Она умиротворяет сердце, очищает душу, помогает в борьбе с грехом, и конечно же, если просимое в молитве полезно человеку, Господь исполняет просьбу. Самое главное, Бог лучше нас знает, что нужно человеку и прошение может остаться не исполненным, особенно если просимое может пойти во вред человеку. В таком случае, о чём следует молиться Богу: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения» (Мф. 6.7-8). Почему Господь предостерегает нас от такой молитвы? Прося о благах временных, земных, язычники забывали о благах непреходящих, вечных. Забывая о Едином Боге и Владыке мира, язычники выдумывали себе различные божества, начинали обожествлять различные стихии природы, поклонялись деревьям, камням, палкам, истуканам, солнцу и луне, а в их лице бесам. Язычники страшились своих выдуманных божеств и одновременно пытались сделать из них бытовых слуг, забывая главное. Бог возлюбил каждого человека и послал Своего Сына на заклание, дабы каждый человек, верующий в Него, имел бы в первую очередь жизнь вечную. Весь мир создан для человека, но не может человек жить только миром. Без Бога человек впадает в идолопоклонство, грешит, попадает в рабство сатаны и в конечном итоге теряет всё. Имея своим источником Бога, человек жить может только Богом и только с Богом, а всё остальное приложится. «Истинный богослов тот, кто истинно молится»,– говорил Григорий Богослов, чего всем вам и самому себе желаю!
Петр Якимов