Жизнь по вере

Православие в Румынии

 

Встреча с православной Румынией
 
В прошлом году на протяжении нескольких месяцев я по работе находился в Румынии. Жил в Бухаресте, но удалось поездить и по стране. До этого я знал об этой стране очень мало, почти ничего, но тем ярче оказались впечатления от знакомства с Ней.
Румыния – православная страна. По официальным данным около 87 % населения страны принадлежат к Румынской Православной Церкви. А в Бухаресте этот показатель доходит до 95 %. Православные храмы в столице встречаются на каждом шагу. Румыны рассказывали мне, что даже всесильный в своё время Чаушеску не смог, как он планировал, уничтожить значительную часть православных церквей в стране.
Большинство церквей в Румынии – старой постройки, но создаются и новые, - неспешно (ведь на дворе экономический кризис), но работа продвигается. За одной такой стройкой я наблюдал несколько месяцев по дороге на работу.
Гораздо чаще, чем в России можно наблюдать картину, когда прохожие, в том числе молодёжь, осеняют себя крестным знамением, проходя мимо православного храма. В целом молодёжи на службе в храмах, на мой взгляд, больше, чем в России. Церкви по воскресеньям во время служб заполнены.
Архитектура румынских православных церквей – своеобразна и великолепна. Однако, в самом центре Бухареста находится церковь, словно перенесённая туда из России – типичная наша архитектура, башни с «луковками». И здесь не оказалось ничего удивительного. Церковь эта была построена в начале ХХ века на деньги царской семьи. Здесь тогда было Представительство Русской Православной Церкви, и служили русские священники.
Наших восьмиконечных крестов в Румынии нет. Как-то в городе Клуж (это на северо-западе Румынии) я подавал в храме записку, и по привычке изобразил сверху русский православных крест. Служитель, однако, не хотел почему-то брать у меня записку. Мы не могли понять друг друга, не находили общего языка в прямом и переносном смысле этого слова. Оказалось, проблема была в изображённом мной кресте. Когда я оторвал от листа полоску бумаги с крестом (эту полоску я храню), записка была принята. Потом мне разъяснили, что, скорее всего, меня сочли за представителя некой неизвестной секты со своим необычным крестом.
 
Характерны некоторые внешние детали службы в румынских храмах, например, немало молодых людей. Головы у женщин, как правило, не покрыты, многие из женщин в брюках. Поведение прихожан в храме – благоговейное, благожелательное друг к другу. Основная часть прихожан проводит службу стоя, хотя достаточно много и стульев, на которых сидят пожилые люди.
Иконы на стенах храмов, как правило, мозаичные. Свечей перед иконами не ставят, только перед алтарём у икон Спасителя и Богородицы горят лампады. Купленные и зажжённые свечи прихожане во время службы передают вместе с записками в северные врата священнику, который записки и свечи забирает в алтарь.
Допускается свободный проход прихожан во время службы к иконам на иконостасе. Для удобства коленопреклоненной молитвы у алтарных икон положены подушки. Чтобы сократить путь, прихожане то и дело проходят от одной иконы к другой по солее прямо перед Царскими вратами.
Во время Святого Причастия подходят к Чаше, держа в левой руке зажжённую свечу. Чашу не целуют. Исповедь проходит во время службы.
На одеждах священников закреплены маленькие радиомикрофоны. Динамики внутри храма усиливают голоса священников, кроме того, громкоговорители установлены и снаружи, поэтому происходящее в храме слышно на соседних улицах.
В храмах имеются колокола, правда, колоколен нет, обычно колокола установлены на здании церкви. Они приводятся в движение электромотором, раскачиваясь, ударяют о неподвижный «язык».
В целом служба построена так, как у нас. Вполне её понимаешь по аналогии со службой в российском храме. Так же как у нас хором поют (скорее, хором произносят вслух) Символ веры и молитву «Отче наш». Пение на службе своеобразное, мне говорили, что похоже на то, что звучит в греческих православных храмах.
Румынская православная церковь живёт по григорианскому календарю, поэтому Рождество и другие непереходящие праздники у нас и у них – в разное время.
Запомнились встречи и беседы с румынскими священниками. Один из них (к сожалению, забыл его имя) приехал из США, принял православие, стал священником в той самой бывшей русской церкви. Другой – отец Пётр, был настоятелем подворья болгарской православной церкви в Бухаресте. После закрытия румынскими властями подворья, стал священником в той же церкви. Часть возгласов на службе он произносит на нашем языке (церковно-славянский язык у нас с болгарами одинаков), это производит очень сильное впечатление на русских, присутствующих на службе. Отец Пётр прекрасно говорит по-русски, духовно окормляет многих русских, проживающих в Бухаресте.
Но более всего я общался с отцом Думитру (я обращался к нему на русский манер да и по привычке - «отец Димитрий»). Он румын, но является выходцем из Украины. Хорошо говорит по-русски.
Впечатление от общения с румынскими священниками – только положительное. Они явили мне образцы настоящей пастырской любви к прихожанам.
И сами румыны в основном – приветливые доброжелательные люди, при общении со многими из них чувствуешь их крестьянские корни. Мнение о том, что румыны – это цыгане – ошибочное. Цыганское население этой страны весьма своеобразно, и, надо сказать, создаёт ряд социальных и других проблем для Румынии.
           
Поделюсь своими впечатлениями о православной Пасхе в Бухаресте в 2010 году, которую праздновали прихожане храма апостолов Петра и Павла в Бухаресте.
Вечером после 11-ти вечера накануне Пасхи на площади перед храмом стали собираться люди. Незадолго до полуночи эта большая площадь становится полностью заполненной народом. Почти все держат в руках незажжённые светильники в стеклянных банках. Несмотря на плотное скопление людей, разговоров не слышно, нет и транспортного шума (движение вокруг перекрыто). Все ожидают Благодатного Огня. На ступени перед храмом выносят стол, на нём – свечи.
И вот выносят из храма Благодатный Огонь, только что привезённый из Иерусалима. От этой свечи люди зажигают свои светильники, огонь мгновенно передаётся всем на площади. Священники читают молитвы, многократно поётся пасхальный тропарь (мелодия от нашей отличается):
 
            Hristosainviatdinmorti
Cu moartea pe moarte calcand.
Si celor din morminte
Viata daruindu-le!
Doamneajuta!
 
Такого я раньше не видел, и этого забыть нельзя. Вся площадь, до отказа наполненная народом, в едином порыве многократно и с воодушевлением поёт пасхальный тропарь. Впечатление – сильнейшее.
Однако, затем всё выглядит гораздо прозаичнее. Пропев тропарь, основная часть присутствующих на площади расходится, унося с собой Благодатный Огонь. Оставшиеся сравнительно немногие проходят вслед за священниками в храм. Начинается пасхальная служба.
Храм оказывается заполненным примерно на одну треть. Несмотря на то, что идёт служба, прихожане активно общаются между собой, слышен ровный гул от разговоров. Люди активно перемещаются по церкви, собираются в группы, расходятся вновь, оживлённо беседуют, порой стоя спиной к алтарю. У всех радостные лица, общее светлое пасхальное настроение овладевает всеми. До конца службы (в два – полтретьего ночи) в церкви остаются немногие. Понедельник после Пасхи в Румынии – выходной день.
 
Алексий Калачев