Жизнь по вере

Георгиевские кресты

 

 

Георгиевский крест – за храбрость

 

 

 

При наличии орденов и медалей СССР Георгиевские кресты должны были располагаться левее всех советских наград. Указ о Георгиевских наградах так и остался лишь проектом, но фактически ношение этих почетнейших русских знаков отличия продолжалось на протяжении всей войны 1941-1946 гг.

 

 

    Впервые словосочетание «За храбрость» появляется на русских наградных медалях, предназначенных для раздачи регулярным войскам, в 1788 году. За участие в осаде и штурме крепости Очаков во время русско-турецкой войны 1787-1791 годов все нижние чины получили право на особую серебряную медаль с надписью «За храбрость, оказанную при взятье Очакова декабря б дня 1788» и с вензелем Екатерины II. Носилась эта награда на Георгиевской ленточке в петлице.

  Но еще почти за полгода до штурма произошло событие, также отмеченное соответствующей медалью. 7 июня 1788 года в Очаковском лимане в бою встретились турецкая эскадра и русская гребная флотилия. В результате сражения турки были выпущены отступить под защиту пушек Очакова. При этом несколько турецких кораблей было потоплено или повреждено. В результате еще двух столкновений в лимане, 17 и 18 июня того же года, русская гребная флотилия снова отличилась, захватив либо потопив много вражеских: судов. Участники всех трех сражений получили в награду серебряные медали с надписью «За храбрость на водах Очаковских июня 1788 года» для ношения на Георгиевских лентах.

  В дальнейшем слово «храбрость» неоднократно появляется на русских наградных медалях XVIII столетия. Во время русско-шведской войны 1788-1790 годов русская галерная эскадра нанесла поражение шведской галерной эскадре при Роченсальме (Финляндия) 13 августа 1789 года. Б результате сражения шведы потеряли 40 судов. В память этой победы нижние чины русского флота и десанта, находившегося на галерах, были отмечены серебряными медалями для ношения на Георгиевской ленте, с надписью «За храбрость на водах финских августа 13 1789 г.».

  В следующем, 1790 году, произошло одно из самых важных событий отечественной военной истории — русские войска под командованием великого А.В.Суворова штурмом овладели турецкой крепостью Измаил. Все принимавшие участие в штурме нижние чины были награждены серебряными медалями на Георгиевских лентах с надписью «За отменную храбрость при взятье Измаила декабря II дня 1790».

  В 1789 году появилась медаль с надписью просто «За храбрость» аналогичной той, которая позднее помещалась на Георгиевских медалях. На шведском фронте после поражения при Роченсальме остатки королевской эскадры, отступившие к устью реки Кюмень, соединились там с сухопутными частями, имевшими значительное число артиллерийских орудий. Для разгрома шведов необходимо было захватить эти пушки. Несколько десятков гренадеров лейб-гвардейского Семеновского полка незаметно высадились неподалеку от батареи и внезапно атаковали ее. В это время основные силы десанта атаковали шведов с фронта. Неожиданная атака семеновцев, захвативших вражеские орудия, решила в пользу русских исход всего сражения. За это храбрые гренадеры получили право ношения серебряных медалей на Георгиевских лентах с надписью «За храбрость». Отчеканено было этих наград всего 60 штук, по числу атаковавших шведскую батарею.

  В память заключенного 3 августа 1790 года Верельского мирного договора между Россией и Швецией была роздана наградная серебряная восьмиугольная медаль с надписью «За службу и храбрость», которая предназначалась всем участвовавшим в военных действиях нижним чинам. Носилась награда на черно-красной ленте ордена св. Владимира.

  Последний раз в XVIII столетии слово «храбрость на наградах для регулярных войск появляется в Польскую кампанию. За штурм войсками А.В.Суворова Варшавского предместья Праги 24 октября 1794 года была выдана ромбовидная серебряная медаль с надписью «За труды и храбрость при взятье Праги октября 24 г.» Носить эту медаль полагалось на красной ленте ордена св. Александра Невского.

  Строго говоря, первые наградные медали с надписями, в которые включено слово «храбрость», были заслужены четвертью столетия ранее. Их получали командиры иррегулярных казачьих войск.

  солдатскую награду. Поручик Василий Пономарев отмечен крестом 4-й степени № 848203 за то, что во время атаки шел впереди роты. Штабс-капитан Сергей Ермаков (крест 4-й степени № 848204) также во главе роты бросился в контратаку. Подпоручик Захар Ковалев (крест 4-й степени № 848205) заменил в бою командира роты и во главе подразделения пошел в контратаку.

  Подобные награждения продолжались и позднее. В материалах Главного Штаба за январь 1918 года названы фамилии ста (ровно 100) человек от прапорщика до генерал-майора, получивших в это время солдатский Георгий «с веточкой».

  ("Кавалерами солдатского-Георгия стали многие офицеры, известные позднее по событиям гражданской войны. Ротмистр Петр Врангель еще 23 августа 1914 года был удостоен ордена св. Георгия 4-й степени за то, что во главе эскадрона в конном строю атаковал и взял немецкую артиллерийскую батарею. В мировую войну он получил множество других боевых наград, стал генерал-майором и командующим конным корпусом. Последним его знаком отличия в этой войне стал солдатский Георгиевский крест, данный 24 июля 1917 года по постановлению Наградной думы корпуса, утвержденному командующим 8-й армией "за отличия, выказанные им, как командиром сводного конного корпуса, прикрывавшего отход нашей пехоты к линии реки Збруч в период с 10 по 20 июля 1917 года".

  Другой будущий лидер белого движения, А. Кутепов, заслужил солдатского Георгия "с веточкой" 26 июля того же 1917 года в боях   за Тарнополь. Помер его креста 4-й степени был  121 б 156. Тогда же получил право ношения солдатского креста еще один будущий белый военачальник, Владимир Зенонович Май-Маевский, кстати, прототип и полный тезка генерала В.З.Ковалевского в известием телесериале "Адъютант его Превосходительства". Генерал-лейтенант Май-Маевский, получивший за время службы много наград, носил лишь орден св. Георгия 4-й степени, которым был отмечен в самое начале 1-й Мировой, 13 августа 1914 года, и солдатский Георгий, данный ему нижними чинами летом 1917 года.

  В октябре 1944 года на самом высоком уровне рассматривался вопрос об официальном разрешении носить военнослужащим заработанные еще в 1-ю мировую войну солдатские Георгиевские кресты (об офицерском ордене св. Георгия вопрос не обсуждался). И.В. Сталин даже предлагал заменять имеющиеся у военнослужащих солдатские Георгии на ордена Славы. В связи с этим А.С.Щербаков, бывший в то время начальником Главного Политического управления Советской Армии, и генерал армии А.В.Хрулев, начальник тыла Советской Армии, направили Сталину докладную записку. В ней говорилось:

  «В соответствии с Вашими указаниями относительно ношения бывшими солдатами старой армии Георгиевских крестов или замены этих крестов на ордена Славы докладываем!

  По нашему мнению, не следовало бы производить этой замены, так как очень трудно установить факт награждения того или иного лица Георгиевским крестом... Полагаем, что можно было бы ограничиться разрешением носить Георгиевские кресты наряду с орденами и медалями СССР.

  Право на ношение этих Георгиевских крестов надо предоставить рядовому и сержантскому составу, а также генералам и офицерам Красной Армии и Военно-морского флота, которые получили эти кресты, будучи в чине рядовых, матросов или унтер-офицеров. Представляем на Ваше утверждение проект Указа Президиума Верховного Совета СССР. 12 октября 1944 г. А.Щербаков А.Хрулев».

 

Текст проектировавшегося Указа по этому вопросу.

  Указ Президиума Верховного Совета СССР. О предоставлении права ношения Георгиевских крестов. Президиум Верховного Совета СССР постановляет: Разрешить военнослужащим Красной Армии и Военно-морского флота, а также лицам, уволенным из рядов Красной Армии и Военно-морского флота по ранениям, полученным в Отечественную войну, ношение имеющихся у них Георгиевских крестов I, П, III, и IV степени, полученных за героизм в борьбе с немецкими империалистами в войну 1914-1918 гг.  Утвердить Положение о порядке ношения Георгиевских крестов. Председатель президиума Верховного Совета Союза ССР М. Калинин, секретарь А.Горкин.