Жизнь прихода

Слава Богу за все

Слава Богу за все

Беседа с Мариией Дмитриевной Поляковой


Мария Дмитриевна ПоляковаВ нашем храме я  с самого начала, слава Богу за все! Мне очень радостно, когда бывает Крещение, потому что с первого
года мы  с батюшкой стали раздавать воду. Удобств тогда не было, даже приходилось возить на санках с  ТЭЦ. Был такой Алексей (он был сторожем в свое время трудился в храме и дворником), так вот он брал санки, ставил на них большие бидоны, такие фляги и на санках мы везли воду к домику возле храма. В домике стоял большой бак  в него и переливали привезенную воду. Трудно было найти нужную меру, сколько на этот раз понадобится воды. В один год почему-то людей за водой пришло немного и надо было вычерпывать оставшуюся воду из бака. Все храмовые помощники разошлись,  осталось нас  всего несколько человек: батюшка, Марфа, Раиса Васильевна, Юра Виноградов и я грешная, мне торопиться было некуда. Мы выстроили целую цепочку: Юра зачерпывал  воду ведром и передавал ее батюшке, он – следующему человеку,  и так далее по цепочке. И так мне запомнилась эта история с передачей воды, как будто что-то особенное. Теперь вспоминаю и думаю: «Вот  с чего мы начинали, как все было просто». Потом была палатка солдатская на месте раздачи крещенской воды. А сейчас Господь такую радость нам послал, когда появилась эта красота – часовня Крещенская. Ведь это не у всех так: и удобно, и красиво и по-церковному как хорошо  в часовне святить и раздавать святую воду. Я начну сестре своей говорить о нашей крещенской часовне и она удивляется (а она тоже была у нас в храме, когда он только начинал восстанавливаться, и вдруг уже  - отдельная крещенская часовня).
И вот меня Господь сподобляет с того раза по сей день бывать у водички, на раздаче. И хотя немощей уже  много,  но в
этот день Господь меня подкрепляет и не только на этот день, но на все дни раздачи крещенской воды дает силы трудиться здесь. Вот такую радость я чувствую здесь, и немощи мои покрывает Он в эти дни, и несмотря на грехи мои дает испытать радость этого великого праздника. Поэтому я с таким нетерпением жду всегда Крещения Господня! Марфа говорит мне в этом году: «Мария, я тебя  уже записала!». А я ей отвечаю: «Ты куда меня записываешь, я может уже не смогу ничего делать. Тем более, сейчас столько молодежи, может быть они желают поучаствовать, зачем нам там мешаться». «Нет Мария, молодежь, она молодежь, постояли три часа, крутанули и домой». И правильно,  кого-то дома семья ждет, у кого-то дела неотложные. А у нас на все время есть. Поэтому мы, стоим до победного конца. Мне и к батюшке уже неудобно подходить, а вдруг скажет: «пусть молодые потрудятся». Но если все же он так скажет, конечно, тут же уступим место молодым. Радостно  трудиться при храме, поэтому Господь пока терпит и немощи, и что другое.
Какое значение имеет для Вас общение с прихожанами?
Я себе говорю: «Вот у меня такие-то дела. Успею их выполнить хорошо, не успею, что же делать, но главное, если
здоровье позволит, я схожу в храм. В гости я никуда не хожу, потому что некоторые пожилые люди требуют того, что я не могу дать, и мне не хочется их огорчать. Первая и последняя мысль у меня сейчас – это сходить в храм. Хочется ни одной службы не пропустить. Осознавать значение церковной службы я начала здесь, в Очаковском храме. Но еще вначале не понимала, что нельзя бегать по храмам. Батюшка однажды звонит вечером, чтобы узнать не заболела ли я. Поскольку меня не было на вечернем богослужении. А я говорю, что ездила с подругой на престол в другой храм. Ему, конечно, было больно это слышать, я это поняла. Тем более уехала туда без его благословения. Тогда я этого не понимала.
Что Вам принес храм за эти годы, ведь Вы прожили долгую жизнь, есть с чем сравнить?

Да жизнь-то была очень греховная, мне бы сейчас идти на исповедь, да каяться, а я не знаю что сказать, хотя грехов-то - выше крыши. Я знаю одно, что Господь меня привел к храму. Я была такая негодная. Вот была у меня когда-то мысль, и так она ко мне пристала: захотелось мне в Иерусалим. Какой мне Иерусалим, я Евангелия не знала, никаких молитв не читала. Конечно, плохо ли хорошо, ходила давно в храм – в Новодевичий монастырь, он давно был открыт. Ходили мы туда с моей знакомой и даже причащались. Не читали никаких молитв, просто не знали, что их нужно читать, но приступали к Таинству. И вот мне вошло в голову, что если люди ездят в Иерусалим, (у нас одна бабушка ездила) и мне можно туда попасть. Разговорилась я с этой бабушкой и она мне говорит: «Мария, ты детям сколько ни отдавай денег, им все будет мало. Ты возьми, подкопи немножко и поезжай к святыне». Ее слова словно путь мне указали, словно дорогу открыли и стала я копить деньги. Пришла я d храм наш очаковский на Троицу, на службу, а на Духовов день батюшка собрался ехать в Троице-Сергиеву лавру. Мы с сестрой решили съездить в Новоспасский монастырь, она не была там ни разу. Сели на автобус и отправились в путь. Приехали, Литургия закончилась на Духов день, выходит настоятель и говорит всем: «У нас собирается паломническая группа в Иерусалим. Кто из вас желает присоединиться, подойдите я скажу какие нужно документы собрать. Я сестре говорю: «Пойдем к батюшке, может, благословит на поездку». Сестра в полном недоумении: «Да ты что с ума сошла, какой тебе Иерусалим?» Но я подошла, взяла благословение, записала все, что нужно, и мы ушли. А через некоторое время в очаковском храме, я подошла к отцу Димитрию: «Батюшка, мне хочется съездить в Иерусалим». Батюшка заулыбался и отвечает: «Ну, мечтать это неплохое дело». Далее я поехала в то место, где готовят документы для регистрации. Вижу, что много молодежи, и я попросила кого-то из молодых людей помочь заполнить бланки.  Мне с радостью помогли. Так я достаточно быстро прошла оформление документов и поехала в Новоспасский. Отец настоятель архимандрит Гурий (ныне покойный) дал мне свой мобильный телефон, чтобы я звонила, узнавала о новостях. Но я человек неграмотный, я лучше лишний раз приду. И Господь сподобил меня собраться и поехать в Иерусалим. Я там мало чего поняла, но скажу самую суть. Через эту поездку Господь мне дал такой толчок к духовной жизни. И хотя я тогда уже что-то начинала понимать, немного постилась, но не было чего-то главного. И только после Иерусалима появилось чувство бросить все земное и идти только к храму. Вот и вся моя история.
Группа у нас была 700 человек и мы должны были плыть на одном корабле. Но по Промыслу Божию, этот корабль не
подготовили к поездке, и нас разбили на три части, и я попала на корабль, где плыли третья часть от 700. Отца Гурия с нами не было. Плавание было тяжелым, была качка, непривычная для меня, но, слава Богу за все. И потом отца Гурия в Иерусалиме почти не видела, и многое мне было непонятно тогда, в 1995 г. Но одно было ясно: «Я была на Святой земле, я прошла скорбный путь там, где Господь нёс Свой крест, была в Вифлееме, на Иордане». А всего остального я не запомнила, как помнят и могут рассказать сейчас  молодые паломники про Иерусалим. Мне этого не дано. Но, слава Богу за то, что дано, о чем я вам сказала. Я что-то записывала о поездке, так я видела, как служил ночью на Гробе Господнем святейший Патриарх Алексий II. Но тогда я не придавала этому значения. А до этого вот о чем еще следует сказать.
У меня бабушка одна, знакомая есть, а у нее много знакомого духовенства. И она как куда поедет, то и меня с собой
берет. Однажды говорит: «В Ильинском соборе праздник, поедем туда». Попали мы на всенощную, служил святейший Патриарх Алексий II, на помазание я кажется к нему подошла. На Литургии, когда в конце ее прошла проповедь, и Патриарх стал давать крест, подхожу я к нему, а он дает крест, а другой рукой достает билет-приглашение на участие в богослужении в Успенском соборе Кремля на праздник в честь иконы Божьей Матери Владимирской. Это в начале июня.  У меня все внутри замерло: это он меня с кем-нибудь перепутал. А потом уже успокоилась, стала, а как же я пойду, если у меня в этот день работа. Но, слава, Богу все устроилось. Но опять это благословение патриаршее было не совсем простым, единичным. После этого, одна за другой начались мои паломнические поездки по монастырям. Дал Господь толчок Свой в этом направлении. Меня сократили по работе, отправив на пенсию, так я перестала зависеть от работы. Накоплю денежек и куда-нибудь поеду или в Дивеево, или  в Троице-Сергиеву лавру. С одной стороны, это хорошо – съездить в такой духовный центр как монастырь, но теперь я стала немного по-другому к этому относиться. Здесь у нас свой духовник, хорошая служба, здесь такая же духовная жизнь. Но я не искала на стороне, в монастырях, каких-то особых батюшек, старцев, мне просто нравилось бывать в святых местах: нравилось молиться, слушать монастырские хоры, в Троицу часто ездила. До сих пор как слышу по Радонежу пение, хотя отца Матфея, так все во мне трепещет. В Печеры не удалось попасть, как-то не получалось. Сейчас уже не езжу, и возраст не молодой, не хочу, чтобы родные за меня волновались. А здесь на приходе все свои, и меня знают, и я всех знаю, это очень важно.
Каких успехов достиг наш приход за 20 лет на Ваш взгляд?
Трудно мне ответить на этот вопрос. Я чувствую, что все к батюшке идут. Ну конечно, раньше, вначале этого не было. А
сейчас мы идем как-то все вместе, одной семейкой. Не было единства, поначалу, а сейчас оно есть, как у семьи бывает это духовное единство. Это касается всех: и кто работает при храме и прихожан.
Что из духовной литературы читаете?
Я уже каялась, но из-за плохого зрения читать могу лишь самое важное: утренние и вечерние молитвы, Евангелие,
Псалтирь. А вместо чтения литературы я лишний раз в храм схожу, для меня это полезнее будет. Хотелось бы каждый день посещать храм, но не всегда получается.
Как по-Вашему где православные дети больше получают добра: когда их дома воспитывают, или когда они посещают храм?
Конечно, больше они получают в храме. Причем сейчас по сравнению с прошлыми годами в нашем храме они стали получать больше возможностей для духовного воспитания. Я могу сравнивать это со временем, когда подрастал мой внук, лет 10 назад и сейчас. Я говорю не во осуждение нашим педагогам прошлых лет. Они занимались с детьми, но мало, потому что сами еще были молодыми, не имели такого духовного опыта. А сейчас детей более плотно охватывают, более внимательно с ними работают,  и дети по другому воспринимают этот труд.
Что из внебогослужебной приходской деятельности кажется Вам наиболее важным?
Важным является то, что важно моему возрасту. Мне интересно знать, что такого-то больного, старого, немощного
посетили, тому-то помогли.
Какие сложившиеся традиции Вам нравятся?

Мне нравится наша сплоченность. Нравится, что наши батюшки так для нас стараются. В любое время помогут любой из священников, кто будет в храме: отец Димитрий, отец Валерий или отец Андрей. Все готовы прийти на помощь.

Подготовил О.В. Кириченко