Жизнь прихода

Храм детям нужен

Храм детям нужен

Интервью с работником склада церковного магазина Любовью Ивановной Свободиной


 

В приходе я с 1998 г. Пришла в храм, чтобы узнать о воскресной школе для своих детей-дошкольников. Но до этого я ходила на службы в Данилов монастырь, по совету подруги, и поэтому была чуть-чуть знакома с церковной жизнью. Детей крестили еще в Михайловском храме, в Тропарево. Одного из детей крестил там о. Димитрий.
Какой опыт Вы здесь приобрели?

Я скажу, что меня потрясло в первые дни моего церковного опыта. В Даниловом монастыре на меня глубокое впечатление произвело пение монастырского хора. Было такое ощущение: «Ах, вот то, что мне надо!» Поэтому в очаковском храме я высказала свои восхищения церковным пением Нике (теперь мать Надежда), которая была тогда и певчей и звонарем. Она тут же потащила меня к о. Димитрию, а он сказал: «Вставайте и пойте». «Да я ничего не могу, у меня только музыкальная школа». Встала на клирос. Чтобы подучиться клирошане какое-то время поездили в Богоявленскую семинарию, в бывшем Богоявленском монастыре, брали там уроки, за совсем дешевую плату. Но потом, мои дети пошли в школу, и школьная жизнь меня совсем захватила, было уже не до пения. Сначала я была просто прихожанкой, ходила в храм, приводила детей в воскресную школу, покупала море всяких книжек, брошюрок, пыталась что-то читать. Не знаю, какой опыт я приобрела, мне сложно сказать. Ну, то, что о. Димитрий – строгий духовник, это я сразу поняла. Я была совершенно никакая, когда пришла в очаковский храм, и одно могу сказать, что батюшке было со мной очень трудно. В храме  я поняла, что исповедь – дело серьезное. Когда я на каком-то жизненном этапе привела сюда маму, эта разница почувствовалась. Мама долгое время ходила в другой храм, и там было привычно подойти к священнику, ничего не говоря, и он разрешал тебя от грехов. А меня батюшка отругал: «почему маму не подготовила к исповеди, почему она встала и молчит?» Пришлось ей ни один раз говорить, что такое исповедь, давать читать какие-то специальные книги на эту тему, и только потом у нее начались исповеди. Поэтому, пожалуй, опыт исповеди для меня наверное самый главный из того что я приобрела здесь с 1998 г. Я слышала от людей, ходящих в другие храмы, о том, что они понятия не имеют о серьезной исповеди, а ходят в церковь по 7-10 лет.


Какое значение имеет для Вас общение в приходе?


 Когда я начала ходить в церковь и со временем стала прихожанкой очаковского храма, то изменения наступили быстро: стали уходить из моей жизни многие из прежних знакомых, я рассталась со всеми подругами. Оказалось, что все, о чем мы говорили, чем жили – совершенно не так. Разговаривать стало не о чем, они перестали понимать меня. И мне стало неинтересно с ними разговаривать,  я стала им чужая. Подруги отошли в сторону, быстро очень. А что касается храмового общения, для меня оно не имеет какого-то особого значения. Поскольку я малообщительный человек, поэтому общение в приходе имеет для меня некий рабочий характер, я к нему не стремлюсь.

Какие книги Вы читаете?


 Я вообще ничего не читаю. Работы столько, что я могу просматривать книги только по оглавлению. Правда, нашла минуту, прочитала книгу о. Тихона Шевкунова «Несвятые святые». Читаю книги как радикальное средство от уныния. Книга о. Николая Агафонова мною зачитана буквально до дыр. С таким же интересом прочла и книгу о. Тихона. Подбираюсь сейчас ко второму прочтению. Бралась читать святых отцов, но не смогла. Даже Роуз мне тяжел.

Какие важнейшие достижения в приходе можно отметить?

Наверное, все-таки дети главное наше достижение. Они здесь собраны, опекаются, воспитываются. Их очень много и они все прибавляются. Воскресная школа все время вынуждена развиваться, расти, вместе с новыми детьми, новыми задачами. Этот рост очевиден. Мою семью очень поддержал приходской военно-патриотический клуб «Росток».  Там собирались дети или без отцов или с отцами, которые мало обращают внимание на своих чад. Я очень благодарна руководителю клуба Диме Петруку за его многолетний самоотверженный труд. В данном случае для этих мальчишек клуб стал механизмом приобщения их к храму. В клубе погашалась да избыточная возрастная энергия их сверстников, которая могла быть направлена на самые разрушительные действия. А у них этого вакуума почти не было. И прививка к храму также прошла безболезненно.  Они продолжали жить в миру, среди обычных неверующих сверстников. Мои дети могли вырасти всякими. Но полученный в «Ростке» иммунитет, взращенный трудами Дмитрия Петрука, с Божьей помощью, молитвами отца Димитрия позволил им избежать участи многих их ровесников. Отец стал ими заниматься, когда мальчишки получили уже «мужскую закваску» в клубе, он стал приучать их к плотницкому делу в деревне, где мы строим дом. И они вдохновились этим. Началось даже негласное соревнование между клубной деятельностью и домашней, строительной. Я недоумеваю, почему сегодня так мало детей от прихода идут в клуб «Росток», мне кажется, родители-прихожане просто не представляют то, какие возможности таит в себе этот подростковый клуб, и именно  это незнание не позволяет им правильно оценивать ситуацию.  

Нужен ли детям храм?

Конечно, храм детям нужен с раннего возраста, но необходимо найти нужную для ребенка форму послушания в храме, в приходе. В свое время мне пришлось схитрить, чтобы заинтересовать старшего сына звонарским делом. Я сказала сыну, что батюшка предложил ему поучиться на звонаря. С батюшкой я заранее переговорила, и он благословил на эту учебу. Сын, конечно, был рад такому предложению, исходящему от батюшки, и начал учиться. Вместе с этой учебой пришло и более внимательное отношение к богослужению, понимание его смысловых частей и стало возникать сознательное чувство веры. Другой мой сын, младший, хотя и не имел конкретного послушания, но, находясь рядом с братом и среди других ребят из «Ростка», также получил некую опору для церковной жизни. Я вспоминаю слова нынешней матери Надежды, а в те годы прихожанки Ники, которые она мне говорила тогда: «клирос дает возможность хорошо понять смысл богослужения». Эти слова и заставили меня действовать, когда наступил момент сознательного приобщения старшего сына к храму. Для сознательной церковной жизни, как мне кажется, важны и беседы и  умение настроить детей на их понимание, а это очень сложно, у меня это не получалось. Храм с его богослужебной основой может быть не по зубам не только детям, но и взрослым. Многие ли взрослые в полной мере понимают богословское значение того или иного момента богослужения, знают его порядок? Думаю, что нет. Пока человек не пройдет через реальное послушание церковника (или церковницы), звонаря, алтарника, певчего, мне кажется, ему сложно разобраться в богослужении, оно будет восприниматься лишь внешне, без понимания его смысла. Но это не значит, что людям не надо ходить в храм. Я спрашивала у батюшки о своей маме: как быть, если она ничего не понимает в  происходящем за богослужением. На что он мне сказал: «Все равно ходить надо, и молиться, как умеешь надо, а благодать будет действовать вне зависимости от того, понимаешь ты смысл происходящего или не понимаешь. Главное с верой в Бога приходить, с упованием на Его милость и способность нас изменить».

Хватает ли на храм времени?

Если бы не пение на клиросе, то мне пришлось бы ходить на отдельные куски на службе, насколько у меня мало времени. Пение в молодежном хоре дисциплинирует и ставит меня в определенные рамки, за которые выходить нельзя. Здесь не принимается ни наплыв работы в праздничные дни, ни какие-то другие чрезвычайные обстоятельства.

Посещаете ли монастыри?

Монастыри мои закончились давно. Я ездила с паломническими группами во времена моего начального воцерковления, и было очень интересно и полезно. Поездки сопровождались подготовкой к исповеди и причащению. Встречалась и знакомилась со многими новыми людьми, получала много новой информации. Но поездки быстро закончились, потому что муж был недоволен тем, что дети остаются без присмотра. Мне было высказано это недовольство, после чего я уже больше и не пыталась куда-либо поехать.

Какие формы внебогослужебной приходской деятельности вам близки?

Воскресные беседы мне кажутся самой важной и интересной формой внебогослужебного просвещения. Поначалу на приходе в воскресные дни после богослужения и треб проходили катехизические беседы отца Димитрия. Для бесед батюшка использовал богословский труд епископа Варнавы (Беляева) «Основы искусства святости». Прошло два цикла бесед, но по каким-то причинам я их не посещала. Потом был перерыв, но после появления второго и третьего священника катехизические беседы отца настоятеля возобновились, они стали проходить на втором этаже воскресной школы. Но тогда я уже не смогла посещать их, поскольку мне не позволяло время. Поскольку я водила детей в воскресную школу, мне удалось попасть на другие беседы – беседы педагогов школы, которые устраивались для родителей школы. Поначалу беседы вела Саша Малышева, потом некоторое время они проходили под руководством Ольги Андреевны Федынской,   потом ряд бесед провел Сергий Дадашев. Сейчас я в силу дефицита времени не участвую ни в социальной работе, ни в паломнических поездках, ни в воскресных беседах. У меня есть только работа по церковному магазину, есть клирос и есть моя семья. Вот круг моего внебогослужебного времени. Но судя по отзывам, я все же бы отметила особую важность и нужность воскресных бесед настоятеля, потому что прихожанам трудно самим одолеть всю Библию и понять многие сложные богословские вопросы.

Какие приходские традиции вам близки?

А какие у нас традиции? Мне лично нравится наши коллективные трапезы с духовенством в престольный день. Единственная трудность в том, что сейчас на них собирается много народа, и нет возможности попасть вначале, когда и батюшка и другие говорят, хор поет канты и народные песни. Хорошая традиция связана с паломническими поездками в Ростов и Троице‑Сергиеву лавру.