Жизнь прихода

Вера и верность

Проповедь протоиерея Димитрия Иванова в неделю 24-ю по Пятидесятнице

Вера и верность

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. 
Братья и сестры, поздравляю вас с праздником, с воскресным днём и с днём памяти святителя Тихона Патриарха Московского. Сегодня Церковь празднует его избрание на патриарший престол, которое состоялось на Поместном Соборе 1918 года.
Вы знаете, что со времён императора Петра, Церковь лишилась Патриарха – сего предстоятеля перед Богом. И высшим органом управления Церкви был Святейший Синод, во главе которого стоял обер-прокурор – гражданское лицо. История показала, что обер-прокурором мог быть даже не верующий человек. Это было страшное искажение церковной жизни. И давно назрела необходимость исправления. 
Патриарх Тихон был простым, тихим, смиренным и кротким человеком. Родился в священнической семье, воспитывался, как это обычно было в то время, в семинарии, затем закончил Петербургскую академию. В то время она отличалась высотой традиций преподавания. Затем возглавлял разные кафедры. Долгое время был архиреем в Америке. На богослужении, которое вчера совершалось, мы слышали о том, как и Калифорния, и другие области Америки прославляют патриарха Тихона, как своего предстоятеля и ходатая. К сожалению далеко не все присутствуют за всенощным бдением, почему-то считая для себя возможным заниматься в это время чем-то другим. Хотя это не наше время, это Божье время, и всё, что мы будем делать в это время, нам впрок не пойдёт. 
Действительно, святитель Тихон положил много трудов для того, чтобы сеять семя Православия в этой стране. И  в своё время семена взошли. Люди, которые теперь являются там православными, прославляют Патриарха Тихона, как одного из своих просветителей. Как  святой равноапостольный Николай является просветителем Японии светом православия, так в Америке – святитель Тихон Патриарх Московский много потрудился для того, чтобы посеять семена Православия среди народов, которые в то время населяли  Америку.
Затем он был переведён на Ростовскую, Ярославскую, Литовскую (Вильнюсскую) кафедры. Везде он отличался, как уже сказано, кротостью, смирением, тихостью нрава и одновременно деятельностью и твёрдостью, когда это касалось дел церковных. Кстати сказать, когда он возглавлял Ярославскую кафедру, во время юбилейных торжеств, посвященных святителю Димитрию Ростовскому, он встречал Императора Николая, прибывшего почтить великого святителя. Об этом есть и документальные свидетельства, и даже документальные фильмы.
А после того, как совершилось страшное дело – революция, он был избран Патриархом Московским и всея Руси. Тихий, кроткий, смиренный человек был поставлен Предстоятелем Церкви в то время, когда, казалось бы, нужна была наитвердейшая рука... 
Святитель Тихон в то время многое перенёс. По слову Апостола Павла перенёс предательство от лжебратии. Отовсюду имел всевозможные напасти и искушения. Лжебратией Патриарху Тихону стали те, кто в последующем стали назваться обновленцами. Направление, появившееся в среде русского духовенства, которое попыталось настолько реформировать Русскую Православную Церковь, что она и на Церковь перестала бы быть похожей, если бы эти реформы удались.
Патриарх Тихон этому противостал. Противостал твёрдо, как всегда противостоял тому, что касалось вопросов веры и вопросов Церкви. Ему приходилось испытывать давление со всех сторон, в особенности со стороны новой власти, которая видела в нём представителя старого режима, представителя того класса, который они всячески старались уничтожить. Уничтожить, не только морально, но буквально физически. И уничтожали. Как говорил вождь этого нового племени, родившегося тогда в России, Ульянов:"Чем больше черносотенного духовенства мы уничтожим, тем лучше." Об этом он многократно высказывался в своих телеграммах, письмах, посланиях. И эти его указания исполнялись.
Избрание Тихона Патриархом произошло, когда царь уже был отнят у русского народа. Один простой русский человек, который был делегатом на этом Соборе, сказал, что нас лишили отца, но теперь мы избираем своего нового отца, духовного, который будет нас вести по пути спасения. 
Семь оставшихся лет, которые он предстоял на всероссийской кафедре, было время испытаний от предателей и клеветников, клевету которых он ощутил на себе во всей полноте. Новая власть всячески пыталась не просто ущемить, а уничтожить Русскую Православную Церковь, отнять веру у народа. Именно с этой целью она покрывала и поддерживала обновленцев. В какой-то мере и финансировала их, и отдавала им храмы. Патриарх был всему этому свидетелем, и, как Предстоятель Церкви, сердечно молился  о своей всероссийской пастве. Он молился и подвизался, не смотря ни на что. Это был его крест, а с креста не сходят, с креста снимают. И на своём кресте он оставался до конца.
Когда Патриарх Тихон находился в заключении в Донском монастыре, на него было совершено покушение. Он противостал деянию советской власти, которая решила изъять церковные ценности в помощь, как тогда говорили, голодающим Поволжья. Этот голод был вызван, как теперь все уже знают, искусственно, чтобы уничтожить как можно больше народа и посеять в нём страх, трепет, ужас перед новой властью. И когда голод царил в Поволжье, на Украине и в других местах, к Церкви обратились за вкладом для помощи голодающим. И Церковь, конечно же, не отказала. Патриарх Тихон благословил собрать ризы, камни, кадила, то есть утварь не имеюшую прямого отношения к таинству Евхаристии. Советской власти этого показалось мало. Она потребовала, чтобы Патриарх Тихон приказал всем священнослужителям и всей Церкви отдать ей (советской власти) и священные сосуды, то есть то, что уже непосредственно имеет отношение к совершению таинства Евхаристии – потир, дискос, лжицы. И вот против этого Патриарх Тихон противосстал. 
Каждый православный человек, хоть чуть-чуть знакомый со Священным Писанием, помнит древнего царя Навуходоносора, который для того, чтобы показать свою власть над иудейским народом, взял из уже разрушенного иудейского храма священные сосуды. И пользовался ими во время пира. Ел из них и пил. А вскоре после этого сошёл с ума. И несколько лет бегал, как животное, собирая траву и поедая ее как некая скотина. Потом он пришёл в себя и познал силу истинного Бога. Зная это, ПатриархТихон не благословил использовать священные сосуды не для Евхаристии, не благословил жертвовать их советской власти.
Советская власть заботилась не о голодающих. Она сама довела народ до голода. Драгоценности были нужны, чтобы уплатить контрибуцию за позорный мир, который она заключила с Германией. Многие области отошли тогда Германии, и много она ещё была должна. 
Действия Патриарха были расценены, как повод к более серьёзным гонениям. Церковь обвинили в саботаже, стали притеснять. Вновь расстреливать священников. А сам Патриарх Тихон был заключён в Донской монастырь под домашний арест. Там и было совершено на него покушение. Партиарха своим телом закрыл его келейник, который был убит и похоронен рядом с Малым Донским Собором, где его тело почивает и поныне. Там заповедывал себя похоронить и сам Патриарх Тихон, рядом с телом своего келейника. 
Смерть патриарха Тихона наступила в двадцать пятом году. Перед этим он недолго болел, совершал богослужения. За несколько дней до смерти совершил последнюю Литургию. Смерть наступила в результате заражения во время лечения зуба. Казалось бы, такая мелочь.  Но многие подозревают, что это было не просто заражение, а - отравление. Доподлинно это неизвестно. 
 Патриарх Тихон, вот – его личность. Тишайший, с одной стороны, крепчайший - с другой. Молитвенник, предстатель перед Богом за Русскую Православную Церковь. Не только тогда, во времена страшнейших испытаний, которые в последующем принесли свой определённый плод в лице новомучеников. Но предстатель и поныне. Мы верим, мы исповедуем, и по учению Православной Церкви, что таковые люди предстательствуют за нас всегда. И чем с большей верой мы сами относимся к их предстательству, тем больше дерзновения они имеют ходатайствовать за нас перед Богом. Мы это видим, мы это ощущаем на своём опыте. Ничего бесплодно не бывает. 
Как кровь мучеников, проливаемая в первые три века ради Христа, принесла свои плоды, и Церковь возросла, умножилась и распространилась по всей земле. Так мы верим, что кровь новомучеников и всех тех, которые пострадали за веру православную среди русского народа обязательно принесет свой плод в своё время. Да и уже приносит, потому что ничего просто так в этой жизни не проходит. Всё имеет определённые последствия. Даже слово, брошенное человеком, будет приносить свой плод. А тем более, плод святости. Тот плод, который виден для людей и явен перед Богом. Этот плод приносит многую и многую пользу тем, которые с верою к нему относятся.
Патриарх Тихон был не просто молитвенником, кротким человеком. В его личности отразились и другие дары Святого Духа, которые почивают на святых. Так, в некоторых случаях, мы видим следы прозорливости. Например, в своём слове на Новый 1918 год он предупреждал новопришедшую власть: прекратите кровопролитие, прекратите делать то, что вы делаете, прекратите уничтожать своих братьев и сестёр. Иначе не пройдёт и десяти лет, как та кровь, которую вы пролили, обратится на ваши головы.
Тогда он обращался к первым большевикам. 
И действительно, через десять лет пришёл ещё один первый большевик, который уничтожил всех других первых большевиков. А потом сам лишился жизни. Не прошло десяти лет, как все те, которые проливали кровь православных христиан , своих братьев и сестёр, начиная с 28-го, 29-го года, когда Сталин пришёл к власти, пролили уже свою собственную кровь. Затем это безобразие дошло до апофеоза, которое должно было бы завершиться в начале сороковых.
Из откровений старцев, угодников Божиих известно, что в 41-м году, это было наказание Божие за грехи русского человека. Не столько за грехи революции. Потому что она не вполне руками русского человека совершалась. А за предшествующие грехи, которые породили эту революцию. И в первую очередь за отпадение от веры и от Христа. За потерю той веры, которая на на протяжении десяти веков с того самого времени, когда Русь приняла крещение, была основанием в жизни русского человека . И именно вследствие этого и произошло всё то, что и произошло в двадцатом веке.
С другой стороны, вера во многих была крепка. И те сотни тысяч новомучеников, которые теперь предстательствуют перед Богом, об этом свидетельствуют. Они не отступили, они не отказались от веры, они не предали. Несмотря на предательство, которое вокруг них царилось в лице лжебратии и лжесестёр, они оказались верными Христу. И свой верностью сохранили для вечности Русскую Православную Церковь. 
Сама Вселенская Церковь, непоколебима. Господь дал Свой обет: «Созижду Церковь мою, и врата адовы не одолеют её». Но отдельно взятые Церкви, существующие в отдельных местах, об этом мы знаем из истории, бывает, что исчезают бесследно.  Современная Турция, находящаяся в части Византийской империи, изобилует святынями, церквями, монастырями. Где сейчас та Каппадокия, где сиял святитель Василий Великий и другие? Теперь это земля, эти храмы, в которых некогда прославлялось имя истинного Бога превращены в капища.
То же самое будет с любым народом, который отступит от православной веры. Это происходило, происходит, и будет, по всей видимости, происходить. Всё зависит от веры и от верности. Не просто от провозглашения того, в кого я верю, и не просто от сознания того, что существует Бог. А от той веры, которая творит чудеса. От той веры, о которой говорило нынешнее Евангелие.
Сегодняшнее Евангелие повествует, как Господь исцелил двух человек. Сына Иаира – начальника синагоги и кровоточивую жену. Иаир гласно вслух просил Его перед всеми, чтобы Он пришёл в его дом и исцелил его дочь. Когда Господь пришёл, она была уже умершей. И Господь воскресил её.
А по дороге некая жена, которая ничего Ему не говорила и ничего не произносила. Но с великой сердечной глубокой  верой прикоснулась к Нему, желая исцелиться, – и исцелилась. Господь даже  удивился этой вере. «Кто прикоснулся ко Мне?» Он задаёт этот вопрос не потому, что Он не знал; всеведующий Бог не может чего-то не знать. Но через этот вопрос Он являет ее веру тем, которые были рядом с Ним, той толпе, которая тоже, казалось бы что-то от него ждала: суетилась, вращалась, просила, ходила, о чём-то умоляла. А получили исцеление: Иаир, с которым Господь пошёл в его дом для того, чтобы воскресить его дочь. Он получил духовное исцеление, дочь – телесное, и эта жена. Из всей толпы только двое, потому что у них была истинная подлинная вера. И та и другая вера порождала истинную глубинную молитву. Иаир высказал эту молитву вслух, а кровоточивая жена вопияла к Богу, в своём  сердце.
Так, некогда, Моисей, переводивший  народ израильский через Красное море, видя, что настигает их со своим войском фараон, ничего не произнося, молился Богу. В Священном Писании не сказано, как он молился. Однако сказан ему Божий ответ: «Что ты вопиешь ко мне?». Хотя Моисей никак свою молитву внешне не выражал. Но вопияло его сердце, вопиял его ум к Богу, вопияло всё его существо. И получило ответ.
 Важна не форма , а содержание. Молитва получает ответ, когда основана на великой вере. А даже малая вера, как сказано в Евангелии может передвигать горы. "Если вера ваша будет с горчишное зерно, то скажете горе сей, сдвигнись и ввержись в море – то будет так". То есть самая малая, но истинная, подлинная вера творит чудеса. И молитва, основаная на такой вере не бывает не услышана. Молитва, основаная на глубинной вере всегда исполняется, потому что, по слову Иоанна Лествичника, пробивает небо подобно стреле. Господь её слышит и исполняет, конечно если она не во вред человеку. Но тот человек, который достигает такой степени молитвы, вряд ли молится о том, что может ему повредить. Он молится, только о том, что может принести ему духовную пользу. Человек, имеющий такую молитву, не может не иметь покаяния. Не может не иметь самоосуждения. Не может не иметь самоукорения. Не может не иметь всех тех, христианских добродетелей, выражающихся словом "смирение", без которых бесплодно всякое христианское деяние, всякое христианское делание. Можно сказать, что человек, достигший его достиг всего. Поэтому-то и слышатся молитвы таковых людей. Те люди, которые соединяются со смирением, по сути отрекаются от всего, к чему часто прилепляется человеческое сердце. 
И об этом тоже свидетельствует пример этих двух сегодняшних исцелённых. Иаир – начальник синагоги прекрасно знал, что будет отлучён от синагоги за общающение с Иисусом. Фарисеи и начальники синедриона уже постановили всякого общающегося с Иисусом отлучать. Не смотря на это, он идёт ко Христу. Потому что у него подлинное настоящее горе, а не какие-то словеса и не какая-то философия.
И точно так же эта жена, страдающая своей болезнью, которой по закону Моисееву не должно было появляться в человеческом обществе...  пренебрегла этим законом. Не потому, что ей этот закон был незнаком и не потому, что она в действительности в своем сердце им пренебрегала. А потому, что перед ней открылось нечто более глубокое . Видимо не только исцеление её тела, но в ней наверняка к тому времени созрела истиная подлинная вера, ибо без этой веры она не получила бы то, чего так желала получить от Христа. 
Итак,  вера, смирение и отречение от земного - всего того, что часто загораживает у человека Бога, вот те основания, с помощью которых человек может быть услышанным Богом, приблизиться к Богу, обновиться внутренне и получить от Бога благословение и утешение. «Дерзай, дщерь,- сказал Спаситель этой женщине, - вера твоя спасла тебя.» Спасла не в том смысле, что она получила исцеление телесное, а спасла буквально. Через это исцеление и через познание Божества Иисуса Христа она стяжала для себя душевное спасение. Через менее важное пришла к более важному. Через менее значимое пришла к совершенному.
Так лежит путь к Богу всякого человека. Для этого должна быть вера, благочестие, смирение, кротость и отречение от всего того, что загораживает для нас Бога. И – слушание Бога, и послушание Богу. Без этого послушания невозможно никакое преуспеяние. Без этого послушания в один миг всё может разрушиться. Если человек сам себе создаёт веру...
Примером тому время Патриарха Тихона. Казалось бы, весь народ - православный, вся Русь – православная, все исповедуют имя Иисуса Христа. А вот чтобы искать Его по-настоящему и до конца, этого уже не находим. Люди, которые тогда жили на Руси, хотя и признавали Церковь, и Бога, и Христа, и, казалось бы, говорили о Нём и искали Его, однако самое главным пренебрегали. Люди перестали причащаться. Считалось нормой причащаться только раз в год. То есть человек проявлял нужду во Христе один раз в год. И этим всё объясняется. Это как бы лакмусовая бумажка. Это определяет то, что на самом деле было тогда  в сердце русского человека. Вот за это он и был оставлен Богом. Не потому, что он совершил революцию. Это революция совершилась потому, что Христос был уже по-сути не нужен. А кому Он был нужен, те пострадали, пошли и получили мученические венецы. И сохранили веру до конца – чудотворную, преобразующую, которая полностью внутренне изменяет человека, освящает, то есть делает его святым. И те, которые не пострадали, пронесли эту веру до конца, и сохранили её, передали тем, которые теперь являются её носителями. Будем же достойны этой самой веры. Будем хранить её, будем хранить верность Богу, и через эту верность будем стараться приближаться к Богу и иметь основной целью своей жизни то, о чём нам говорил Христос: «Ищите прежде всего царство Божие и правду его, и всё остальное приложится вам.»

 

Аминь.