Жизнь по вере
Немой колокол
Л.И. Фаркова. Продолжение. Начало "О чем молчит колокол".
Немой колокол
Жители печниковских деревень искали защиту в Москве, писали жалобу во ВЦИК.
«….. Для нас, верующих, неизвестно, когда Печниковским сельсоветом сделано распоряжение о закрытии церкви, и нам, верующим, не объявлено о таком распоряжении вопреки постановлению правительства… В нашей общине верующих, желающих иметь церковь, 800 правомочных граждан-крестьян… Не только сельсовет, но и Каргопольский райисполком всем нашим ходатайствам и просьбам отказал. В конце марта заявления с подписью 500 граждан хотя и принял, но через несколько дней, 30 марта, хотели снять даже колокола, но население силой не позволило. К некоторым верующим применена репрессия – лишение свободы. Заявляя о самовольном закрытии нашего храма сельсоветом, и <обращая внимание> на то, что местная власть начинает бороться с верующими не только закрытием храмов, но и всякими административными мерами, просим обратить внимание на сердечную просьбу крестьян и дать срочное распоряжение Каргопольскому райисполкому и Печниковскому сельсовету о выдаче нам ключей от церкви и открыть таковую для нашего пользования. Все повинности по церкви выполнены и будут выполняться. 4 апреля 1930 года. Приложение: 800 подписей».
Председатель Печниковского с/с Тюриков С.Ив. просил районный административный отдел (РАО) «немедленно прибыть следственным органам для расследования этого дела и изолирования как опасных элементов Данилова Григория Михайловича, Попова Ивана Силыча, Климову Татьяну Ивановну, Климова Алексея Семеновича, Попова Григория Антоновича. В противном случае исполнение постановления о закрытии церкви с/совет не в силах будет выполнить».
23 апреля
Из обвинительного заключения:
Прибывшая милиция, разогнав толпу, задержала и допросила 19 человек. Были арестованы: Башмаков Иван Лаврентьевич, Данилов Григорий Михайлович, Данилов Михаил Кузьмич, Шелгачев Федор Никифорович, Черепанов Тимофей Саватьевич, Данилов Степан Михайлович, Попов Иван Яковлевич, Филатов Николай Васильевич. Относительно их 28.02.1931 было принято постановление Крайпрокурора «…слушание настоящего дела в гласном суде нецелесообразно: 1. Прошел год, в силу чего оно потеряло острую общественно-политическую значимость. 2. ….принимало участие в большом количестве и местное крестьянство, сочувственно и расположенно относившееся к обвиняемым. 3. При общей ситуации в Северном крае, являющемся местом ссылки, высылки, и поселения спецпереселенцев, слушание дела создаст впечатление о преследовании религии. Постановили: заслушать дело во внесудебном порядке».
Такова оценка событий тех лет их современниками.
Летит колокольный звон над Каргополем. Красивый звон в старинном, красивом своими храмами, городе. Он сейчас стал как бы живым музейным экспонатом, отбивающим полдень. А надо бы, чтобы звон колоколов напоминал нам о скоротечности жизни, будил нашу совесть. Может, тогда мы научимся беречь нашу родную землю. И наши недоросли перестанут ломать ледяные фигуры. Даст Бог, когда-нибудь мы все будем воспринимать колокольный благовест, как приглашение на службу в храм и как призыв к покаянию. А пока этого нет – колокол звонит зря. По сути, он нем.
Для подготовки статьи использованы: архивные материалы Федеральной службы исполнения наказаний Управления по Архангельской области; Управления внутренних дел по Архангельской области; Государственного архива Архангельской области; Архивного отдела МО «Каргопольский муниципальный район».