Жизнь прихода

Сам собой не поплывешь.

Сам собой не поплывешь

 Беседа с клириком нашего храма иереем Андреем Строговым

Какой у меня духовный опыт накоплен? Никакого. В 1989 г. я впервые  пришел в храм, исповедоваться, причащаться стал. Так Господь устроил. Уверовал, поэтому и пришел. Ходил поначалу в храм Михаила Архангела в Тропарево, а когда батюшку перевели сюда в Очаково, и я стал сюда ходить. Всё что имею, накопил здесь, другого опыта  просто нет. Имелся к  тому времени, конечно, какой-то житейский опыт: учеба в институте, работа в конструкторском бюро. Но это что-то другое, не имеющее отношение  церковному опыту. Впрочем, и этот опыт по-своему важен. Потому что если челочек его не имеет, а тем более священник и его путь выстроен по траектории: из учебного заведения в другое, а потом – сразу священство, то стоит задуматься, а сможет ли такой священник понимать свою паству? Такому батюшке будет, безусловно, тяжело трудиться и поначалу он может наделать немало ошибок. К тому же священнику самому обязательно нужен духовный наставник, слава Богу у нас – это, по милости Божьей о. Димитрий. Сам собой не поплывешь. Я даже не представляю себе как можно священнику пускаться в самостоятельное плавание без наставника, без духовника это даже страшно.

Мое воцерковление проходило  самостоятельно, причащался я тогда редко, в каждый из четырех постов и в большие праздники. Я мог пойти  один, в другой храм и т.д. В церковной общине жизнь другая. Там пастырь пасет и все стадо, и за каждой овцой присматривает, руководит духовной жизнью человека, и ты находишься в одном месте. Здесь несомненно более определенная и целенаправленная духовная жизнь 

 Приходское общение

Оно необходимо. Если мы не научены своим делать добро, то каким мы будем чужим его делать, как мы будем выполнять евангельскую заповедь о любви к врагам. Если ты редко посещаешь богослужение, то пересекаясь с другими прихожанами, невольно приобретаешь необходимое понимание его важности. То есть прихожане, порой, являются друг для друга важными соединительными звеньями для приобщения человека к более высокой ступени церковной жизни. Возможно, самому человеку самому трудно сделать этот шаг, и даже священник не может в какой-то момент ему помочь, а общение даст эту возможность сделать следующий шаг в сторону углубления духовного опыта. Приход – это малый церковный мир, где мы учимся, в том числе, общению друг с другом, учимся помогать и поддерживать друг друга. Если мы здесь не научимся жить по-церковному, то мы не сможем существовать и в большом церковном мире. Каждый здесь делиться с ближним всем, чем он располагает добрым и хорошим и только на этой самоотдаче и взаимообогащении можно выстроить нашу церковную жизнь. Священник, исповедуя людей, общаясь с ними, особенно чувствует важность этой созидательной работы всего прихода.

Чтение

В основном мне приходится читать литературу, необходимую для проповеди. Здесь и приходская проповедь за богослужением, и проповедь там, где приходится нести социальное служение, в тюрьме или больнице. Успеваю просматривать церковные газеты и журналы. Опираюсь на те духовные книги, которые помогают в росте, отвечают на сокровенные духовные вопросы. Из святых отцов наиболее близки мне святители Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник Вышинский. Из древних отцов предпочитаю читать прп. Макария, Василия Великого, Иоанна Златоуста. Из современных, более близких нам по времени: Иоанн Кронштадтский, Паисий Афонский, старец Иоанн Крестьянкин.

Достижения прихода

Самое значительное достижение прихода в том, что не смотря на приходы и уходы людей очаковский церковный приход остался таковым, приходом, в лучшем смысле этого слова. Приобрел четкие границы, очертания, структуру, у него есть свое лицо. Но самое главное он был и есть.

Дети в приходе.

Здесь всё зависит от возраста ребенка. С младенцев, какой спрос? Его принесли перед выносом Чаши и причастили, поблагодарили потом  Бога. Но чем старше ребенок, чем сознательнее должно быть его участие в богослужении. Важно, чтобы он присутствовал на богослужениях, был на воскресных службах и праздничных. Постарше стал, то начинает посещать воскресную школу, чтобы глубже проникнуть в ткань богослужения. Будет расширяться и положительный опыт общения со своими собратьями по вере. Закончив воскресную школу, подросток вступает в критическую возрастную пору и здесь важно излишней настойчивостью не отвратить его или ее от дальнейшего церковного, пути, нужна деликатность и осторожность. В какой-то момент надо ему предоставить свободу самому выбирать, как ему действовать на духовном поприще. Нужны ли прещения в случае каких-то неповиновений, я пока не знаю, поскольку мой родительский опыт не дает возможности сказать что-то четко и определенно.  Но несомненно, что кризис возраста подразумевает то, что в душе подростка должна сгореть накопившаяся грязь. То, что не было внутренним духовным опытом, а пристало к подростку как культура в ее мирском, худшем выражении и должно провериться в горниле испытаний, насколько это подлинная ценность. Пока он или она сами этого не поймут, не сожгут эту псевдоценность, она будет им докучать и требовать подчинения. Пока чешуя не отпадет, всё наносное, чужое, нельзя будет сделать следующего шага к Богу и Церкви.

Отношение к монастырям?

Сейчас гораздо меньше возможностей бывать в монастырях, а  посещения эти очень нужны, для поддержания в себе огонечка такого. Стараюсь, попадая в ту или иную обитель, больше накопить и для себя и для других. Монастырь – это не только святыни, но люди, монахи, общение с ними, их уклад. Есть выражение «свет мирянам монахи, а свет монахам – ангелы». Есть насущная необходимость в посещении монастырей. Но цели у всех разные: одних интересует духовная жизнь монастыря, молитва, других – архитектурные особенности памятника культуры, поэтому и черпает каждый в монастыре свое. Сейчас выбирать не приходится в какой монастырь ехать, коллективные паломнические поездки – это единственная возможность попасть в монастырь.

Формы деятельности

Беседы очень важны для прихожан. Здесь люди узнают, какой пастырь по духу, чем дышит, что можно почерпнуть из бесед. Это очень распространенная форма общения священника с прихожанами. Вспомним знаменитые беседы владыки Антония Сурожского. Должны же быть какая-то взаимность и обратная связь. На таких беседах можно и спросить священника и предложить что-то. С таких бесед  и начинается  приходская жизнь. За этими беседами происходит узнавание пастыря  паствы. Узнались, поздоровались и надо трудиться дальше.

Какие очаковские традиции можно выделить 

Ответственное отношение к богослужению. Попытку максимального приближения к своей жизни те церковные традиции, которые существуют, и существовали. 

Подготовил Олег Кириченко