Народная агиология

Блаженный архиепископ

БЛАЖЕННЫЙ АРХИЕПИСКОП ШАНХАЙСКИЙ И САН-ФРАНЦИССКИЙ ИОАНН (МАКСИМОВИЧ)

 Высокопреосвященнейший Иоанн, Архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский, (в миру Михаил Борисович Мак­симович) родился 4 июня 1896 года в селе Адамовка Харьковской губернии в благочестивой дворянской семье Бориса и Глафиры Максимовичей. В России Михаил окончил Кадетский корпус в Полтаве и юридический факультет университета в Харько­ве, где познакомился в 1914 году с Митрополитом Харьковским Антонием (Храповицким).

После Гражданской войны Михаил со своими родителями оказывается в Сербии, где в 1925 году оканчивает богословский факультет Белградского университета. Тогда же у него созревает желание принять монашество, и в 1926 г. Митрополит Ан­тоний постригает его с именем Иоанн, в честь прославленного Церковью его предка, Святителя Иоанна, Митрополита Тобольского (Максимовича). После пострига отец Иоанн законоучительствует в сербской гимназии и вскоре поступает в братию Мильковской обители Введения во храм Пресвятой Богородицы, где отличается великим смирением и послушанием. В это время им была написана и издана во Владимировой на Карпатах вдохновенная апологетическая брошюра "Как Св. Православная Церковь чтила и чтит Божию Матерь ".

В 1929 г. иеромонах Иоанн становится препода­вателем и воспитателем Духовной семинарии, где скоро привлекает к себе сердца учащихся своею забо­той о них и подвижнической жизнью. Уже в то время известный сербский проповедник и святитель Епископ Николай (Велимирович) не раз говорил: "Если хотите видеть живого святого, то идите в Битолу, к отцу Иоанну".

В 1934 году за последней в свое жизни епископ­ской хиротонией Митрополит Антоний (Храповиц­кий) возводит иеромонаха Иоанна в сан епископа и направляет его в Шанхай, с трогательным письмом к Архиепископу Димитрию Хайларскому, где пишет:   «Как мою душу, как мое сердце посылаю к Вам Владыку Епископа Иоанна. Этот маленький, слабый физически человек, по виду почти как дитя, — есть чудо аскетической стойкости и строгости...».

В Шанхае епископ Иоанн вел жизнь сурового аскета, лишал себя сна и пищи, носил зиму и лето сандалии без чулок, его ряса была похожа больше на одежду нищего, чем на епископское одеяние. Там Владыкой создается приют для бездомных детей во имя свт. Тихона Задонского (в нем получили убежище и воспитание более трех тысяч детей). Позднее Владыка сумел эвакуировать всех их сначала на Филиппинские острова, а потом — в Америку.

Подвижник и великий молитвенник, епископ Иоанн управлял делами епархии, посещал больных в госпиталях, оказывал огромное духовное влияние на всю русскую колонию в Ки­тае и на Дальнем Востоке, будучи духовным руководителем многих беженцев из России. При непосредственном участии Владыки в Шанхае русскими были выстроены кафедральный собор Пресвятой Богородицы "Споручницы грешных” и величественная Свято-Николаевская церковь — храм-памятник Царю-Мученику.

После прихода в 1949 г. к власти в Китае коммунистов, практически вся русская колония покинула Шанхай. Владыка Иоанн возглавил исход русских беженцев сначала на Филиппины, а затем в Америку. Владыка, имея на руках визу США, разделял изгнание со своими духовными чадами, заброшенными Промыслом Божиим на остров пальм и тайфунов Тубабао, в архипе­лаге Филиппинских островов. Здесь беженцами был устроен в просторном военном бараке временный "собор", в котором служил Владыка. Каждый вечер архипастырь сам обходил с молитвой и благословлял все палатки, в которых жили беженцы. И все время пребывания русских на пустынном острове в океане, на который по нескольку раз в год обрушиваются страшные, все разрушающие ураганы, по молитвам святителя не было ни одного шторма. Лишь после того, как последний русский покинул Тубабао, обрушившийся на остров тайфун шквальным ветром уничтожил всяческие следы пребывания людей на острове.

Силой своего духа Владыка Иоанн выхлопотал у сильных мира сего разрешение от амери­канских властей на въезд русских беженцев в Америку.

Во все периоды своего епископства: Шанхайский (1934—1949), Брюссельско-Парижский (1951—1963), и последний, Сан-Францисский (1963—1966) Владыка Иоанн пребывал в постоянной молитве — в храме, в своей келии, и даже при поездках в самолете и автомобиле. Пищу, как правило, кроме официальных случаев, он принимал единожды в день. Насколько бы ни был Владыка уставшим, он никогда не ложился спать в постель в своей келье, и даже не имел постели, а краткие моменты отдыха в кресле. Окружающих он поражал смирением и скромностью во всем, никогда не говорил о своих успехах и трудах, хотя их было немало. Кроме руководства своею паствою, усердием Владыки Иоанна в епархиях, которые он возглавлял, были выстроены замечательные храмы — в Шанхае, храм-памятник св. прав. Иова Многострадального в Брюсселе в память Царя-Мученика, кафедральный собор Божией Матери Всех Скорбящих Радость в Сан-Франциско, крипта которого стала усыпальницей Блаженного Архиепископа Иоанна.

2 июля 1966 года, когда Владыка объезжал свою епархию с чудотворным образом Курской-Коренной Божией Матери, в г. Сиэтле неожиданно для паствы последовала кончина приснопамятного Архиепископа Иоанна. (Предсказание о святительстве и кончине его в 1966 году есть в духовном стихе, посвященном его далекому предку Святителю Митрополиту Иоанну Тобольскому (Максимовичу).

Похороны его в Сан-Франциско были похожи на торжество прославления. Шесть дней у открытого гроба теснились прощающиеся, пять архиереев приехали на отпевание. Городские власти впервые в истории Сан-Франциско дали право похоронить его в соборе, и до сих пор тело его пребывает нетленно (паства не допустила бальзамировать тело) в крипте кафедрального собора. Усыпальница стала местом постоянных молитв почитателей, служащих панихиды по почившем. Читается псалтирь. И, как при жизни Владыки, у мощей его обильно подаются исцеления недугующим и болящим, записано немало чудес, совершившихся по молитвам Владыки Иоанна.

В связи с предстоящим в июле 1994 г. прославлением Русской Православной Церковью Заграницей Архиепископа Иоанна во святых, 28 сентября/11 октября 1993 г. с благословения Архиепископа Антония Западно-Американского и Сан-Францисского была вскрыта гробница Владыки Иоанна в его усыпальнице под кафедральным собором, и обретены нетленные мощи святителя. «Лицо Владыки Иоанна было закрыто и все первым делом обратили внимание на его светлые нетленные руки. После открытия лица Владыки Иоанна стояла необычайная тишина... ощущалось какое-то необыкновенное духовное спокойствие, необыкновенная благоговейная тишина. Никто не удивлялся, не разговаривал, а всем было так хорошо, так благодатно стоять у мощей Владыки. Не было никакой спешки, никакой суеты — никому не хотелось отходить от мощей, а просто у них стоять, молиться и к ним прикасаться».

И.В. Попов