Жизнь по вере

Cвет Христов просвещает всех

Cвет Христов просвещает всех

Опыт духовного просвещения, апостольской миссии дореволюционной России зиждился на твердости веры не только официальных церковных проповедников-миссионеров, но и  русского народа в целом. Была крепость веры в народе и Свет Христов просвещал умы язычников из числа «малых народов»  в Сибири, на Кавказе, в далекой Азии. Трудным, но не безуспешным было апостольское служение среди российских мусульман, но тяжелее всего слово Божие проникало в еврейскую, иудейскую среду, наиболее сплоченную, по-сектантски, замкнутую.

Для имперской России закрытость любого народа являлась препятствием для равноправного включения его в цивилизационное пространство страны, где всё определялось не принадлежностью к определенному этносу (народу) и даже не религиозными приоритетами (хотя первенство и отдавалось Православию), а именно возможностью быть предсказуемыми гражданскими поданными. Вот почему для еврейства, через обозначение черты оседлости,  существовала методика постепенного включения их в число свободно передвигающихся по империи подданных, по мере разрыва с кагалом — не только религиозной, но и этнической, и экономической общиной.  Цивилизационная работа в этом направлении велась постоянно, через привлечение евреев к обязательной армейской службе, через обучение их в светских учебных заведениях, через поощрение хозяйственной активности вне рамок кагала. Существовала и система определенных преференций для крестившихся евреев, но не это было главным. Более действенным была благочестивая жизнь, которую евреи могли видеть среди христиан, иной цельный строй строго церковной религиозной жизни, в которой они могли бы найти себя. Хотя здесь были свои региональные сложности, вызванные присутствием здесь католиков-поляков и украинцев-униатов. Католическая Европа давала евреям пример лишь узко прагматического подхода к перемене религии. Слишком сухо схоластична и отстраненна от подлинной религиозной духовности была католическая вера, а протестантизм, слишком  рассудочен и оторван от коллективности, народности веры. Поэтому  у европейских евреев не было подлинного интереса к христианству, который появился у части российских евреев, искренне заинтересовавшихся Православием. В русской среде крестившиеся по велению сердца евреи могли найти и подлинное удовлетворение своему религиозному чувству, и саму религиозную среду, пронизанную этими чувствами. Вот почему этот  процесс крещения в западных областях России, хотя и носил единичный характер, но он шел постоянно. Как нам кажется  именно страх перед тем, что соотечественники и единоверцы потихоньку уходят в лоно «русской веры», страх перед истинной верой, вызывали особую жгучую ненависть со стороны иудейских ортодоксов, которые заражали этой ненавистью еврейскую молодежь и этот регион во второй половине XIX — начале XX в. бурлил и клокотал.

Тем не менее это не остановило того тонкого ручейка крещающихся евреев, которые вопреки обстоятельствам и давлению близких им по крови людей, продолжали пополнять число православных христиан. Приведем только один характерный пример подобного обращения в православие, которое случилось в Подольской епархии в 1867 г.  Житель Каменец-Подольска купец 45 лет Моисей Быховский обратился к правящему архиерею с просьбой о крещении себя и своего многочисленного семейства, состоящего  из 9 человек детей. Приход к вере во Христа у Быховского произошел не сразу. Воспитываясь в богатой семье, он смог хорошо изучить Ветхий Завет и Талмуд, но «изучение это оставило пустоту и беспокойство в сердце его». Быховский не знал русского языка, поэтому, поначалу,  он тайно изучает язык (в 17 лет) и начинает читать Евангелие и христианскую литературу. Его поразило и захватило учение о любви и об истинном Миссии, но он долго не принимал крещения. При этом воспитание детей в семье им велось по христианским книгам. Смерть жены во время родов, когда на свет появились близнецы — восьмой и девятый ребенок — подтолкнули Быховского к решению креститься всем семейством. Он обратился к епископу и тот его поддержал. Когда в городе единоплеменники узнали о скором крещении Быховского, его стали осаждать с просьбами переменить решение. В еврейской среде он слыл уважаемым человеком, добрым и ревностным в вере, но ответ для всех был категоричен: «Оставьте меня в покое».Последний раз он провел еврейскую пасху по иудейскому обычаю, а 13 апреля в архиерейской церкви, торжественно, при стечении многочисленного народа было совершено таинство Крещения. В числе восприемников самого Быховского и его детей были крупные чиновники города. Подольский владыка, сам крестивший Моисея Быховскогои нарекший ему имя Владимир. Русские имена получили и все новокрещенные дети. Владыка сказал в проповеди: «Примеры обращения в христианство из твоих единоплеменников нередки. Но твой пример выходит из ряда обыкновенных. Ты с искренним глубоко верующим сердцем вступаешь в церковь Христову, не как слабосильный младенец, но как муж, освоивший с крепкою пищею Христово вероучение. С самого юного возраста занимала тебя тайна спасения человека. Без школьной науки, без наставников, без руководителей, преследовал ты многотрудную задачу: глубоко изучал книги Ветхого Завета, так тесно связанные с историей народа, к которому ты принадлежал. Искаженные понятия твоих соотечественников о Мессии ко времени появления Его в мир, при сложившихся несчастных обстоятельствах иудейского народа не могли дать тебе на это ответа и ты обратился к великой Книге Нового Завета. Ты имел великого, непогрешимого руководителя — Господа Иисуса Христа…». Потом был прием в архиерейской резиденции, где владыка благословил Владимира Быховского иконой Спасителя и раздал всему семейству книги Нового Завета и молитвенники. Далее, восприемники проводили семейство домой. Новокрещенные шли по городу, держа в руках вайи и свечи.

Еще накануне Крещения Быховский отправил  в синагогу свое обширное письмо «Прощальное слово к евреям» в котором объяснял причины, побудившие его креститься. Приведем некоторые выдержки из него: «Братия! Размышления и сравнения привели меня к мысли, что вне веры во Христа, нет спасения. Никто не упрекнет меня, что я пренебрегал обрядами веры иудейской. Расставаясь с вами, хочу объясниться…». Далее приводятся примеры из Ветхого Завета, указывающие на троичность Бога, на миссию искупления человека: «надобно быть безжалостным к себе, чтобы в сих словах не узреть святого откровения о Богочеловеке, об искуплении бессмертной души, что грехопадение, совершенное по плоти, искупится также по плоти. Вам покажется трудным согласовать идею о Боге едином нераздельное с понятием о Боге-Сыне, но при любви к истине, при неиспорченности ума фанатичным предубеждением, эта задача легко решается, и это решение особенно легко для вас евреев, между которыми идея о Боге во всех Его святых явлениях развита искони и прежде чем у всех других народов». Быховский, хорошо знающий еврейский философский и мистический рационализм, обращает внимание на то, что здесь еврейская мысль допускает «многобожие» — в учении о 10 сферах, а в Троицу верить отказываются. «Ваше неверование не есть следствие глубокого изучения Ветхого Завета, или следствие разумного убеждения, но следствие предубеждения против всего, что неназывается иудейством. Вы не даете себе труда изучить веру Христову, чтобы убедиться в ее сходстве с Ветхим Заветом. Вы наследовали тем неверующим, которые усомнились, когда пришел Христос-Мессия. Многие между вами, я уверен, не отрицают в душе истины явления Мессии в Иисусе Христе, не отрицают и тайны Святой Троицы, но малодушие и мнимый стыд удерживают их, чтобы выступить смело с заявлениями своих убеждений.Такие личности именно стоят сожаления и к ним то я по преимущественно обращаюсь, чтобы изложить перед ними взгляд истинный на земную жизнь Иисуса Христа, признанный тогда же людьми благочестивыми сердцем, так сказать избранниками иудейского народа с верующим сердцем и со светлой душей.

Масса же, руководимая честолюбивыми народными представления и под влиянием тогдашнего политического и нравственного состояния  иудеев ожидали от Мессии не спасения души, но земных благ и поэтому уклонялись от признания Спасителя». Быховский приводит многочисленные примеры из ветхозаветной истории о глухоте еврейского народа к водительству Божию. Он отмечает, что  понятие о земном мессии появляется у евреев период вавилонского плена. Евреи ждали, что их освободит сильный царь, поэтому в массе своей отказались возвращаться в Иерусалим, когда появилась такая возможность. Новое потрясение духовных основ народа произошло, когда евреи попали в сферу античной греческой мысли. «Со времени Александра Македонского иудеи начинают быстро разлагаться, их потрясают расколы и сектанство (саддукеи, фарисеи, иессеи и др.). И евреи еще больше стали думать о земном  избавителе. Сейчас иудеи наги, как наг был Адам, когда согрешил. На нас не покоится благодать Божия и нам остается сделать то, что сделал первый человек – скрыться. Иными словами устыдиться самих себя и покаяться. Кайтесь и креститесь и Бог по благости Своей, помилует нас. Аминь! Я должен прибавить, что зная дух нашего народа, не сомневаюсь, что многие из вас готовы будут приписать моему великому шагу корыстные виды, недостойные человека верующего; поэтому даю вам священную клятву пред всемогущим Богом, карающим клятвопреступников, что принимаю святое крещение единственно по любви к Христу Спасителю и за Его святое имя я готов страдать».

  

Присоединяйтесь к нам

Поиск

Объявления

12.09.2017

Молебен и собрание перед началом учебного года

 подробнее

13.02.2017

При нашем храме проводятся и действуют

 

подробнее

10.02.2017

Страницы Светлой Жизни

 подробнее

все объявления


Новости



Календарь



Задать вопрос

Отправить

Создание веб-сайта веб-студия ФЕРТ